Ужесточение пропускного режима в судах в последнее время превратилось в серьезную проблему. С одной стороны, повышенные меры безопасности оправданы активизацией экстремистов всех мастей, угрозами терактов (да и душевнобольных со счетов сбрасывать не стоит), а с другой – правозащитники указывают на ущемление прав граждан, доступ которых к Фемиде очень зависит от инструкций судебных властей. Чтобы упорядочить эти процессы, Совет судей Российской Федерации подготовил проект типовых правил для посетителей судов.
Реалии таковы, что сегодня председатель суда устанавливает пропускной режим, который может заметно отличаться от того, что действует в соседнем районе. То есть основные требования, связанные с организацией мер безопасности, конечно, будут общие, однако инструкции допускают разночтения, когда, например, определяются время и виды допуска в здание суда, внешний вид граждан и т.д.
Думаю, в каждом регионе на слуху факты, когда неопрятный внешний вид гражданина или вызывающая одежда стали причиной отказа в посещении судебного заседания. Скажу больше, и спецсубъекты могут в этом случае получить от ворот поворот. А в одном из регионов был лишен статуса адвокат, пришедший в суд в безрукавке, шортах и бандане. Однако наибольшие нарекания правозащитников вызывает тот факт, что даже на открытые заседания человек не сможет попасть, не предъявив паспорт. Если мы заглянем в Инструкцию по организации пропускного и внутриобъектового режима в Арбитражном суде Ставропольского края, то в п. 4.2.5 увидим требование: «После установления цели визита гражданина в здание суда судебные приставы по ОУПДС проверяют документы, удостоверяющие личность посетителя...». Таковыми документами признаются паспорт, военный билет, паспорт моряка, удостоверение личности военнослужащего, беженца, справка, выданная бывшему зэку, и удостоверение адвоката. Это весь перечень. Даже представитель СМИ, чтобы попасть на заседание, должен предъявить не служебное удостоверение, а именно паспорт. Причем заблаговременно он должен известить председателя суда о своем визите и получить от него разрешение (или не получить). Но на фото- и видеосъемку требуется отдельное разрешение.
Любопытны нюансы, фигурирующие в инструкции. В перечне лиц, которые пропускаются в здание Арбитражного суда Ставропольского края по служебным удостоверениям, фигурируют депутаты законодательных (представительных) органов госвласти регионов и их помощники. А также сенаторы и депутаты Госдумы РФ, но уже без помощников. Как-то даже странно получается: помощник депутата краевой Думы может пройти в суд, предъявив удостоверение, а помощник депутата Госдумы России – не может. У него потребуют паспорт, как у рядового обывателя.
Если мы обратимся к судам районного уровня, то и здесь можно обнаружить примечательные факты. Например, в Инструкции по пропускному и внутриобъектовому режимам Новоалександровского райсуда такие понятия, как «представитель СМИ» или «журналист», вообще отсутствуют. Упоминаются лишь «работники телевидения, а также граждане с фото- и видеокамерами», которые должны иметь при себе паспорт и допускаются в здание лишь с разрешения судьи. В числе тех, кто может пройти в райсуд по служебному удостоверению, работники ФСБ, однако чекисты подлежат обязательной регистрации (!) в журнале посетителей. Как говорится, без комментариев.
Такая, образно выражаясь, разноголосица, конечно, дезориентирует посетителей судов. В результате и родилось письмо Минюста, направленное в Совет судей России с просьбой выработать общие подходы к установлению правил внутреннего распорядка судов. Совет судей РФ, как мы уже говорили в начале этой статьи, проект типовых правил разработал. Итак, в соответствии с этим документом право на беспрепятственный проход в здание суда имеют судьи и сотрудники аппарата, прокуроры, следователи, адвокаты, работники ФСБ, таможенной и налоговой служб, а также представители органов власти. Присяжные смогут попасть в суд только по спискам. А полицейских, сотрудников МЧС, врачей «скорой» и ремонтных рабочих должен сопровождать пристав или работник аппарата суда. Посетителям разрешат пользоваться устройствами для аудиозаписи судебного заседания. А фото- и видеозапись, как и ныне, должны быть санкционированы председателем суда. Представителям СМИ планируется сделать послабление: в суд они смогут попасть при наличии служебного удостоверения (то есть паспорт уже не потребуется).
Запретят вход гражданам, «принявшим на грудь», а также лицам, имеющим «внешний вид, оскорбляющий человеческое достоинство и общественную нравственность» либо не отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям. То есть в шортах и в мини-юбке на судебный процесс никто не попадет. Журналистов в суд предполагается пускать лишь в рабочее время, что уже вызвало критику. Дело в том, что суды могут рассматривать дела и по выходным дням.
Ну и в конце несколько советов тем, кто решит посетить судебное заседание в качестве простого зрителя. Если заседание закрытое (например, связано с гостайной), вас туда не пустят. Если открытое, берите паспорт и заблаговременно (минут за 30 до заседания) явитесь в здание, где у входа пристав проверит ваш документ, просканирует вещи. Обязательно проинформируйте секретаря о своем желании присутствовать на заседании в качестве слушателя. Диктофоном можно пользоваться без разрешения. Тех, кто шумит, мешает ходу процесса, судья удалит. Если вас удалят безвинно, идите жаловаться к председателю суда или напишите заявление в квалификационную коллегию судей.