Что даст Санкт-Петербургу новый статус?
Правительство России 14 февраля 2019 года представило Стратегию пространственного развития до 2025 года. Таким образом у общественности появилась ясность в вопросе о том, как именно в Кремле представляют себе перспективные центры экономического роста, макрорегионы и перспективные экономические специализации субъектов Федерации.
Для Санкт-Петербурга этот документ важен ещё и тем, что он неизбежно окажет влияние на формирование экономической части программ основных кандидатов.
Строго говоря один из возможных претендентов на пост губернатора – Алесандр Беглов, уже успел сделать несколько заявлений о возможных направлениях развития мегаполиса, но описания роли северной столицы России на Северо-Западе он избежал.
Другие вероятные кандидаты о своём видении планов экономического развития мегаполиса пока молчат.
Почему номер 3?
В Приложении №2 к Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года первым макрорегионом значится Центральный, в который входит Москва. Вторым обозначен Центрально-Чернозёмный макрорегион с самым многочисленным населённым пунктом Воронеж. Северо-Западный макрорегион, в составе которого находится Санкт-Петербург идёт в списке третьим.
О составе.
Вопреки ожиданиям в состав третьего макрорегиона не вошла Архангельская область. Её включили в Северный макрорегион, идущий четвёртым, вместе с Республикой Коми и Ненецким автономным округом.
В итоге состав Северо-Западного макрорегиона выглядит так (порядок по Приложению №2):
Республика Карелия
Калининградская область
Вологодская область
Ленинградская область
Мурманская область
Новгородская область
Псковская область
Санкт-Петербург
Стартовые условия на 2019 год.
Суммарная территория - 672 075 км кв.
Общая численность населения – 12 миллионов человек.
Сумма доходов бюджетов - 1 037,23 млрд рублей.
Суммарный расход бюджетных средств - 1 099,29 млрд. рублей.
Общий бюджетный дефицит – 62,06 млрд. р. или 5,98%
Самый большой дефицит регионального бюджета у Санкт-Петербурга – 9,02% (52 млрд рублей). Республика Карелия и Мурманская область вошли в 2019 год с профицитом 1,88% и 1,32% соответственно.
Во всех регионах власти рапортуют об успехах в экономическом развитии по итогам 2018 года. Заявляют о росте инвестиций, промышленного производства и занятости. Тем не менее, население этих достижений пока не ощущает.
Поданным Исследовательского холдинга Ромир с начала 2019 года расходы жителей Северо-Запада России снизились на 17,7% по сравнению с декабрём 2018 года.
Обороты розничной торговли СЗФО, по данным Росстата, составили: в 2015году - 2 600 929 млн. р., в 2016 году - 2 742 437 млн. р., а в 2017 – 2 922 979 млн. р.
Таким образом в 2016-м рост к предыдущему году составил 5,44% при общем росте потребительских цен 5,39%. А в 2017-м и 6,58% при общем росте потребительских цен на 2,51%. При этом к концу 2018 года рост цен усилился до 4,26%, а за январь 2019 года поднялся более чем на 1% за счёт роста тарифов, ставки НДС и увеличения счетов за отопление.
Естественно, Санкт-Петербург.
Самый большой субъект по численности населения - 5 381 тыс. человек, с самым большим бюджетом, в 628,3 млрд рублей на расходы. Ничего удивительного нет в том, что именно вторая столица России должна стать лидером и локомотивом всего макрорегиона.
Каким представляют себе авторы Стратегии Санкт-Петербург?
Прежде всего, согласно Приложению №3 к Стратегии Правительство России ждёт от Санкт-Петербурга, как от одного из перспективных центров экономического роста, ежегодного вклада в совокупный экономический рост страны на уровне выше 1% ежегодно.
Это может показаться чересчур скромным, но от прочих субъектов и городов ждут существенно меньше от 0,1%.
Важно и то, что вклад Санкт-Петербурга будет оцениваться не отдельно, а в совокупности вклада всей городской агломерации, в которую входят и такие города Ленинградской области как Всеволожск и Гатчина.
Также, на пару с Гатчиной, Санкт-Петербургу предстоит отчитываться перед Родиной за создание научно-образовательных центров мирового уровня. Согласно положениям всё того же Приложения №3 необходимые условия для их формирования в регионе сложились. Осталось создать и доложить.
Где деньги, Зин?
Как сказано в Приложении №1 к Стратегии, перспективная экономическая специализация для Санкт-Петербурга включает следующие отрасли:
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов;
производство компьютеров, электронных и оптических изделий;
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях;
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки;
производство напитков;
производство пищевых продуктов;
производство прочих готовых изделий;
производство прочих транспортных средств и оборудования;
производство табачных изделий;
производство электрического оборудования;
деятельность в области информации и связи;
деятельность профессиональная, научная и техническая;
транспортировка и хранение;
туризм - деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма)
В лёгкой промышленности, разработке программного обеспечения, ювелирной промышленности, мебельной и некоторых иных, когда-то «петербургских» отраслях успехов от региона Родина уже не ждёт. Впрочем, не запрещает.
Санкт-Петербургу, судя по тексту Стратегии, тоже лучше ждать от Родины меньше.
Вот Калининграду, например, можно ждать значительный инвестиций в энергетику, а также в здравоохранение, в жкх, в виде субсидирования организаций авиатранспорта. В целом Калининградская область обозначена как «приоритетная геостратегическая территория, характеризующаяся эксклавным положением. Родина сделает всё, от неё зависящее, чтобы обеспечить в Калининградской области темпы экономического роста сопоставимые, или выше, чем в странах Евросоюза. Кстати, мебель Родина ждёт именно от приоритетной геостратегической Калининградской области.
Санкт-Петербург не вошёл не только в число приоритетных, но даже в число приграничных. Вместо него его гордо возглавляет Ленинградская область.
Ей предписано прежде всего заняться такими видами деятельности как:
добыча полезных ископаемых;
лесоводство и лесозаготовки (лесозаготовки);
обработка древесины и производство изделий из дерева, кроме мебели;
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов;
производство бумаги и бумажных изделий;
производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования;
производство кокса и нефтепродуктов;
производство компьютеров, электронных и оптических изделий;
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях;
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки;
производство мебели;
производство напитков;
производство пищевых продуктов;
производство прочих готовых изделий;
производство прочих транспортных средств и оборудования;
производство резиновых и пластмассовых изделий;
производство табачных изделий;
производство химических веществ и химических продуктов;
производство электрического оборудования;
растениеводство и животноводство, предоставление соответствующих услуг в этих областях;
рыболовство и рыбоводство;
деятельность в области информации и связи;
деятельность профессиональная, научная и техническая;
транспортировка и хранение;
туризм -деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма).
Неперспективная экономическая специализация, критически важная для экономики Ленинградской области, включающая производство одежды.
Последний пассаж как чёрная метка и расстрел без права переписки для всего кластера лёгкой промышленности, который вот уже много лет создаётся, создаётся, но так и не может создаться в нашем макрорегионе.
В Санкт-Петербурге шить одежду не велено, в Ленинградской области особо указано на неперспективность, при всей критической важности.
А как быть с многочисленными модельерами, которые вот-вот, уже готовы были пойти на Париж? С Университетом Промышленных Технологии и Дизайна? Урезать до уровня Колледжа технологии, моделирования и управления?
Стратегия не догма, а Дамоклов меч.
Спросят не за детали, а за общий результат. Здесь стоит вспомнить о том, что естественный для Санкт-Петербурга рынок несколько шире. Неразрывные связи уже многие десятилетия существуют с Архангельской областью, Финляндией, Белоруссией. В сумме это не менее 16 млн человек, а в целом население всей зоны влияния составит 28 млн человек.
Властям города нужно только найти способ развернуть на берега Невы финансовые и товарные потоки, найти удобную форму взаимодействия предпринимателей, чтобы им было комфортно совершать сделки именно через Санкт-Петербург. Создать условия для учёных и новаторов, чтобы именно в Санкт-Петербурге они могли эффективно представлять свои разработки и получать возможности для их коммерциализации.
В целом не сложно. Если получится – будут и деньги, и благодарности, и ордена, возможно. Если не выйдет… До 2025 года дотянем, а там новая Стратегия подоспеет.
Вадим Сафонов.
Документ: Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года
_____________________________
Если вы заинтересованы в материалах нашего канала
- подпишитесь на канал "Частная почта" на Яндекс.Дзен
- поделитесь ссылками в социальных сетях
- расскажите друзьям и знакомым