Что можно сказать о фильме "Фаворитка" новомодного режиссёра Йоргоса Лантимоса? Писать на него рецензию, как оценивать вклад группы "Кино" в мировую поп-музыку после прослушивания The Cure или The Smiths. Лантимос - это такая тень от ног умершего в Англии Стенли Кубрика.
И не только в части эстетики или визуальных эффектов. Они прямо-таки представляют гипертрофированный кубрикизм. Плеоназмы фишайя, перспектив, проходов по коридору и углов. Но и этически Лантимос следует Кубрику - зачем в очередной раз предаваться мизантропии и антигуманизму? Кубрик уже это сделал, и сделал более совершенно. Лантимосовские смыслы бултыхаются на поверхности: обезличенность и нелюбовь в "Лобстере", довлеющий над всеми античный рок в "Убийстве священного оленя" и житие провинциальной карьеристки в мегаполисе в "Фаворитке", избитейшая тема, давно уже годная только для сериалов.
Всё у него не ново и вызывает постоянное ощущение дежавю, но при отсутствии постмодернистской игры со смыслами и фрагментами.
Если советский "Стакан воды" (с теми же историческими персонажами) походил на производственную драму в стенах НИИ, то "Фаворитка" - это комедия для малость подзабытого "офисного планктона". Служебный роман с начальником-самодуром, вернее, тут феминитив больше подходит, начальница-самодурша, который участники любовного треугольника пытаются использовать в своих целях. Исторические декорации, больше напоминающий похабную пародию на "галантный век", лишь должны усилить иллюзию того, что дело происходит не в 18 столетии, а значительно позже, в современности.
Как известно, повторение - мать учение. И эксперты в области кино тоже любят отдавать предпочтение узнаваемой вторичности. Лантимосу. Или Звягинцева любят, по уши увязшего в тарковщине, и не пытающегося даже вытянуть себя за косичку, подобно барону Мюнхгаузену. Тарковский, конечно, гений, но вот тарковцы, усиленно расплодившиеся в отечественном и не только кино, не очень.
Вторичностью веет даже от важного для современного западного кинематографа идеологического момента. Фабрики грёз покорно смирились (или сами сыграли на опережение) с необходимостью заталкивать афроамериканцев и афроевропейцев в число персонажей даже в фильмы про Средневековье, где их априори быть не могло.
А вот с ЛГБТ-тематикой масскульт решил пойти по пути наименьшего сопротивления. Выполняя квоту по обязательному наличию гомосексуал(ист)ов в фильме, режиссёры и продюсеры решили больше освещать лесбийскую любовь. Оно и понятно. Несмотря на все политкорректные декларации западного зрителя, в душе он не готов благосклонно принимать геев в каждом первом фильме. А вот с сапфической эротикой - это можно, годы порнографического воспитания не прошли даром. Гей же продолжает оставаться зачастую комическим персонажем, а в паре Ж+Ж могут кипеть страсти, достойные разнополых партнёров.
Удивительно даже, что в "Фаворитке" не дошло до женского тройничка. Это было, пожалуй, единственное невыстрелившее ружьё в шаблонно-схематичном фильме.
Подписывайтесь на канал!
Ставьте палец вверх! Нам нужно донести правду до всех!