Пабло Пикассо и Хайме Сабартес родились в 1881 году, познакомились зимой 1899 и не расставались до самой смерти Сабартеса в 1968 году (он опередил друга на 5 лет). Ну, то есть как не расставались... Они писали письма. 1700 писем на двоих. В некоторые мне посчастливилось заглянуть в музее Пикассо в Барселоне — сейчас там открыта выставка "Sabartés por Picasso por Sabartés".
Их связала Барселона — 69-ю годами дружбы и музеем, который один посвятил другому. Сабартес здесь и родился, — а вот Пикассо приехал учиться в Школу искусств и ремёсел Лотьжа. Тут и встретились — Пабло учился на художника, Хайме — на скульптора. Хайме вспоминал об их первой встрече: "Полдень. Пабло, стоящий в углу коридора, ведущего в его крохотную комнату-ателье, усиливает моё замешательство своим пристальным взглядом. Покидая его, я поклонился, поражённый исходящей от него магической силой. Это восхитительная власть короля-мага, дарящего сюрпризы и вселяющего надежду".
По стезе скульптора Хайме не пошёл: известный как секретарь великого Пикассо, он был ещё и биографом, и писателем, и переводчиком, и педагогом... Он написал больше 20 текстов о своём многоликом друге — в том числе книгу "Пикассо: портреты и сувениры" (переведена на французский, английский, итальянский, немецкий и японский языки).
А Пикассо в свою очередь рисовал его. Вот и получается, что они изображали друг друга на разных жизненных этапах: один словами, второй красками. Впевые Пикассо написал портрет Сабартеса в 1900 году. Нашим героям было по 19 лет. Подружились они, по воспоминаниям Сабартеса, сразу — и сразу стали завсегдатаями заведения со странным названием "Четыре кота" — Quatro gatos. (Заседали, конечно, не вдвоём, а с Мануэлем Пальяресом, Себастиа Хуниер и Видалем, Карлесом Касахемасом и другими.)
Сегодня вывеска гласит, что это пивная в стиле модерн, а стены увешаны репродукциями работ именитых гостей (хотя, по соседству с Пикассо там красуется Лотрек, а он в Барселоне, вроде, не был). Некоторые из них — тот же Пикассо — проводили здесь не только долгие пьяные вечера, но и свои первые выставки.
Осенью 1901 года Сабартес отправился в Париж, — и на вокзале д'Орсе его встречал отбывший ранее Пикассо в компании ловеласа Матеу Фернандеса де Сото. (Теперь д'Орсе — это музей импрессионизма, повлиявшего, кстати, на Пикассо.) 1901 — год начала голубого периода, и в этом царстве печали мы вновь встречаем Сабартеса: "Разглядывая себя самого на полотне, я понял, что именно вдохновило моего друга, — это был весь спектр моего одиночества, увиденный извне".
В 1904 году Сабартес отбыл в Гватемалу, оставив Париж на растерзание Пикассо. Тут-то и началась переписка, да такая активная, что за 64 года накопилось 1700 писем. Значит ли это, что Сабартес справлялся с работой секретарём Пикассо, до самой смерти не покидая Гватемалу? Нет. Помотавшись между Америкой и Европой, он в 1935 году обосновался в Париже, и парадокс заключается в том, что именно тогда переписка стала по-настоящему активной. Теперь она не зависела от прихотей почты — письма можно было подсовывать друг другу под дверь!
В этих письмах можно встретить газетные вырезки, стишки, сообщения о родных и близких... Особую роль в переписке, конечно, играет юмор. И часто — весьма сальный. Причём с возрастом околосексуальных шуточек становится только больше! Особенно частыми и разнузданными они станут, когда нашим героям будет под 80. Свои письма Пикассо любит снабжать смешными и странными открытками, вырезками из журнала Ciné-Révelation и рекламой из Vogue, — если, конечно, в центре внимания красотка в купальнике. Эти фотографии в стиле пинап Пикассо дополнял фигуркой старого карлика Сабартеса, который пытается уговорить девушку на интимное продолжение знакомства.
В свои 73 года Сабартес потерял жену. Следующие 8 лет он провёл в том же семейном гнёздышке на последнем этаже многоквартирника на Rue de la Convention 88. Оставшись без женщины рядом, он подружился с соседками, которые взяли шефство над старым вдовцом и всегда были готовы помочь по хозяйству. Пикассо не мог упустить такое поле для скабрезных шуточек: истории, которые рассказывал Сабартес, приправленные воображением художника, превращались в рисунки, повествующие о вакханалиях при участии прекрасных нимф и Хайме-сатира или о том, как Хайме с букетом цветов благодарит за помощь пышноформую соседку, — разумеется, обнажённую.
В этом нарративе я собрала кое-что из эротических приключений Сабартеса — на случай, если вы в Барселону в ближайшее время не собираетесь, а посмотреть хотите :)
Сегодня 1000 писем Сабартеса, адресованных Пикассо, хранится в Национальном музее Пикассо в Париже. 700 писем, написанных Пикассо Сабартесу, — в архивах Музея Пикассо в Барселоне. Этот музей открылся в 1968 году, и в его основу легла коллекция Сабартеса, которую он подарил городу в 1962 году (362 работы, 238 из которых литографии). После его смерти Пикассо в память о друге пожертвовал музею массу своих работ, преимущественно ранних (а также серию картин по мотивам "Менин" Веласкеса), а ещё позже его вдова Жаклин дополнила коллекцию музея керамикой мужа.
Понравилась статья? Напишите об этом в комментариях и читайте другие мои статьи о Пикассо:
С чего начался голубой период Пикассо?
Как полюбить Пикассо?
Дети Пикассо
Если у вас мало времени, полистайте мои нарративы:
Куда ставить ударение в фамилии Пикассо?
Как Пикассо разлюбил жену: история в картинках
А если вы предпочитаете не читать, а слушать, приходите ко мне на лекции и экскурсии в Москве или слушайте мои лекции в любой точке на земном шаре!