Всплеск интереса к истории породил интересное явление. О ней стали писать люди ни на йоту не разбирающиеся в вопросе, но при этом с важным видом вещающие, иной раз, невероятную чушь. И я сейчас не о фоменковцах. Нет, есть авторы чьи воззрения лежат вполне в русле официальной исторической науки, но, тем не менее, пишущие изрядную дичь. В основном это, к сожалению, касается нашей истории и об одном таком заблуждении я хотел бы написать.
Не так давно, у одного популярного на Дзене автора мне «посчастливилось» прочитать нечто очень любопытное. Оный автор, взялся, ни много ни мало, разъяснить разницу между боярами и дворянами. Имея в виду, прежде всего, наше отечество. И вот что он поведал: По его словам, бояре и дворяне это два разных (!) сословия и … дальше цитировать эту ахинею у меня нет ни малейшего желания.
Сразу говорю, что я ни разу не историк, но поскольку из под моего пера (точнее клавиатуры:)) вышли четыре историко-приключенческих книги, в кое-каких нюансах я разобрался.
Итак, если не залазить совсем уж в дебри, а так же к нашим соседям, вроде великого княжества Литовского или Румынии (точнее Валахии и Молдавии ибо Румыния появилась только в XIX веке), а ограничится периодом, который условно называется – «Московская Русь», то могу сказать следующее:
«Боярин» и «Дворянин» это не название сословий, не титулы, и ни что-либо другое, а… чины. Просто чины, такие как несколько позже, капитан, полковник, генерал и так далее. Но со своими, свойственными тому времени особенностями.
Итак, до введения Петром Великим табели о рангах чинов в России было десять. Высшими были четыре думских чина: «боярин», «окольничий», «думный дворянин» и, наконец, «думный дьяк». Это были высшие чины Московского государства, положение которых давало право на участие в работе думы. Именно из их числа великие князья а затем цари назначали высших военачальников и администраторов.
Затем шли чины «Московские». Московские означает, что эти служилые люди были испомещены рядом со столицей и в потому могли быстро появится в ней в случае необходимости. Их тоже было четыре: «стольники», «стряпчие», «московские дворяне» и «жильцы».
И еще два низших чина на так называемой «службе с городом»: «боярские дети» и просто «дворяне». Последних, чтобы отличать от прочих, иногда называют «городовыми дворянами», хотя это название - не исторично.
Давайте начнем с низших. Если служилый человек носит чин «боярского сына» это вовсе не означает, что его папа – боярин. Сын, в ту пору это не только степень родства, но и показатель зависимости. Все началось во времена Ивана III. Он, как и его внук, в свое время тоже носил прозвище Грозного, но теперь его чаще именуют Великим. Россия в ту пору была разделена на множество уделов, лишь номинально подвластных Великому князю Московскому. Мощь этих мелких владетелей – князей (многие из которых были еще и боярами) зиждилась на зависимых от них людях, служивших им с оружием в руках. И вот Иван Васильевич, которого это, разумеется, не устраивало, стал отбирать у подвластных ему владетелей их дружинников и даже боевых холопов и испомещать их на своих землях. С той поры они становились зависимыми уже от него. Ну а что вы хотите – феодализм! Принцип «Вассал моего вассала – не мой вассал» хоть и не декларировался, но соблюдался неукоснительно. Эту политику продолжили сын и внук Великого князя. Последний и стал нашим первым царем – Иваном IV Грозным. А созданная таким образом прослойка служилых людей так и стала называться – «Боярские дети». «Городовые дворяне» от них мало чем отличались, разве что тем, что происходили непосредственно от княжеских людей, служащих при его дворе. (А дворов у него много было!)
Теперь чины Московские. «Жильцы» так назывались потому, что должны были безотлучно жить в Москве и быть готовыми в любой момент к исполнению великокняжеских или царских поручений. Скажем, отправиться куда-либо гонцом.
«Московские дворяне» - собственно те же самые боярские дети или городовые дворяне, но входившие в, так называемую, «Избранную тысячу». Именно из них формировался «Государев полк» во главе которого царь отправлялся на войну. Кроме того из них назначались мелкие воеводы, судьи и прочие чиновники небольшого ранга.
«Стряпчие» - это придворные чиновники при хлебном, конюшем или каком ином дворах. Несколько позднее дворы были переименованы в приказы.
«Стольники» - более высокий по сравнению со стряпчими чин (хотя, к примеру «стряпчий с платьем» отвечающий за царский гардероб был выше). Основной их обязанностью, было подавать блюда на царских пирах. И не надо так улыбаться! Время было суровое, травили тогда высокородных особ часто, и кого попало официантом к царю не поставишь! В общем чин был довольно высокий. Помните «рынд» - царских телохранителей в белых кафтанах с серебряными топориками? Их тоже назначали из стольников. К слову, один из организаторов второго ополчения князь Пожарский был как раз стольником.
Теперь чины думные.
«Думный дьяк» - уже из названия видно, что речь идет о чиновнике ведущим документацию в верховном органе государства.
«Думный дворянин» - третий «по чести» чин. Назначались судьями в приказы, воеводами в города, посылались с проверками и инспекциями. Именно чин думного дворянина получил Кузьма Минин после победы ополчения.
«Боярин» - это самый высший чин в Московском государстве, до которого вообще можно было дослужиться. Именно они обсуждали и принимали законы, водили в бой армии, становились воеводами в крупнейших городах. Как правило, это были представители высшей аристократии. Потомки удельных князей, крупные феодалы и тому подобное. Но не только.
Для того чтобы вводить в Думу людей даровитых но не знатных, был учрежден промежуточный чин – «окольничие». Они были выше думных дворян, но, разумеется, ниже бояр. И, в принципе, окольничие могли дослужиться и до боярства.
А теперь об упомянутых мной ранее особенностях. Для нас с вами является нормальным, когда курсант закончив военное училище последовательно пройдет все ступени от лейтенанта, до… ну не всякий сможет дослужиться до генерала, но любой генерал был в свое время лейтенантом! А вот в те времена было не так.
Если какой-нибудь провинциальный боярский сын мог только к концу жизни, и то, если очень повезет, дослужиться до московского дворянина, то представители знатнейших родов с этого чина и начинали. Потом, после нескольких лет службы их жаловали в стольники или стряпчие, а потом выше. Причем, самых знатных производили прямиком в бояре. Несколько менее знатные, производились в окольничие, а только потом в бояре. А иные и вовсе оставались в окольничих.
И еще один момент. Если отец и дед дослуживались до боярского чина, то, скорее всего, и их потомок достигал его. Если, конечно, не погибал раньше (а время было суровое), или не допускал роковую ошибку, ставившую под удар и его самого и все нисходящее потомство.
В общем, на Московской Руси «боярин» и «дворянин» это не сословие, и не титулы, а чины. И пытаться привязать их к западноевропейским титулам неправильно. Впрочем, были титулы и у нас. Но об этом в следующий раз.