Сегодня обратимся к трактату знаменитого собирателя боевых приемов и энтузиаста фехтования, Пауля Гектора Майра и рассмотрим начало божьего суда, который проходит в полном защитном снаряжении.
Судьба самого Пауля Гектора заслуживает отдельного исследования и текста, однако, о нем уже написано достаточно много, я лишь приведу несколько наиболее интересных фактов.
Пауль Гектор родился в 1517 году в семье Аугсбургского аристократа, в 1541 стал казначеем города, в 1545 - провиантмейстером. Однако главной его страстью были боевые искусства, и именно им он посвятил всю свою жизнь. Пауль Гектор был страстным собирателем фехтовальных трактатов и патроном мастеров фехтования. Он заказывал перепись и издание старых манускриптов, составлял компиляции, не скупился оплачивать труд иллюстраторов и граверов.
От него до нас дошло более 10 манускриптов, часть из которых представляет огромные компиляции приемов по всем известным видам оружия, включая такую экзотику, как серпы и косы. Однако, подобные расходы быстро опустошали его личную казну и за новыми средствами он начал привычно обращаться прямо в казну города. Также страстный любитель фехтования был знаменит организацией праздников и торжеств, что обходилось городской казне в солидную сумму. Когда регулярные хищения стали не просто заметны, а превратились в зияющую дыру в бюджете города, Пауль Гектор был повешен (правда, произошло это в солидном возрасте 62 лет, да и жизнь он прожил действительно роскошную), а его обширная библиотека была выставлена на аукцион чтобы восполнить бюджет города.
К счастью, его труд не пропал даром и до нас дошли поистине драгоценные книги, сохранившие не только германскую фехтовальную традицию середины XVI века, но и более древние наставления, которые он также включал в свои трактаты. Именно на подобный пример мы и взглянем сегодня.
Мы обратимся к главе, посвященной божьему суду и о том, как двум благородным людям решисть спор, который невозможно решить людским законом, и потому, приходится прибегать к воле высших сил, и, облачившись в доспехи, выходить на ристалище.
Перевод по манускрипту Opus Amplissimum de Arte Athletica (Cod.icon. 393), страницы 240r-242v:
[240v] Полезное и необходимое наставление о поединке в доспехах
Поединщик молится Господу Всемогущему о победе
[241r] О том, как оба бойца должны войти на ристалище
Так оба бойца должны войти на ристалище или в другое огороженное место, чтобы сразиться. Оба должны быть вооружены копьем, мечом и кинжалом и сражаться на жизнь или на смерть до тех пор, пока один из них не будет столь изможден, что не сможет защищать свою жизнь. Если один из бойцов устанет настолько, что не сможет продолжать бой, то он должен предложить отдать все, чем владеет, победителю, а победитель может либо принять его предложение, либо забрать его жизнь. Приступая к поединку, оба должны просить помощи у Господа.
Встать левой ногой вперед, поставь копье прямо перед собой, острием вверх, а пятой в землю, меч пусть висит на левом бедре и правую свою руку держи на рукоятке меча. И если твой противник стоит в такой же манере, левой ногой вперед, переложи копье в правую руку, и подними над головой так, чтобы острие было направлено в него, а меч положи на левое плечо, держа левой рукой за рукоять. Затем брось или уколи копьем в его лицо или левую подмышку. Если же противник атакует тебя таким образом, то держи свое копье вертикально перед собой, и таким образом ты отобьешь его атаку налево от себя, если шагнешь в сторону.
[241v] Еще одна техника копья
Поставь левую ногу вперед и держи копье за середину рукоятки левой рукой и подними ее над головой, меч держи в правой руке перед грудью острием вверх, и направь копье в грудь противника. Если он поступает также, когда ты стоишь левой ногой вперед, держа копье обеими руками, то отбей его укол или бросок направо от себя, а затем подними копье над головой и шагни вперед правой ногой уколи его в лицо. Если он попытается сделать это с тобой, отбей его укол левой рукой, затем схвати его копье этой же рукой и уколи мечом в лицо или подмышку. Это заставит твоего противника отпустить свое копье.
[242r] Техника, продолжающая предыдущую
Сделай шаг вперед левой ногой, держа свое копье в левой руке и меч в правой, и уколи копьем в лицо или грудь противника. Если противник атакует тебя тем же способом, и ты стоишь левой ногой вперед, отбей его укол, ударив копье справа налево. Когда ты парируешь таким образом, отбрось свое копье и перехвати меч левой рукой за середину, после чего попытайся уколоть противника в грудь или подмышку. Если твой противник, с другой стороны, атакует тебя таким образом, то шагни вперед правой ногой и отбей его укол, ударив копьем справа налево.
[242v] Завершающая техника с копьем
Шагни вперед левой ногой, взяв копье в правую руку за середину острием вверх, а меч держи в левой руке возле левого бедра. Если твой противник стоит, поставив правую ногу вперед, а меч и копье держит обеими руками, опустив рукоять к левому бедру, тогда подними копье над головой и уколи его в забрало. Если он атакует тебя таким образом, то шагни вперед левой ногой и подними меч и копье, поднимая их слева направо. Так ты отобьешь его удар или укол направо от себя. Затем брось копье и уколи его в забрало мечом. Если противник колет тебя в забрало таким же образом, отступи левой ногой и возьмись за рукоять меча правой рукой, а левой - посередине клинка, а затем шагни левой ногой вперед, подними меч и отбей его острие направо от себя, после чего дважды уколи его в забрало.
На этой брутальной ноте кончается первая фаза боя, в которой оба противника пытаются нанести друг другу вред при помощи самого длинного из доступного им оружия - копья. Судя по этому и другим известным источникам, например, серии манускриптов с общим названием Gladiatoria, копье было инициирующим оружием германской дуэли, однако, от него хотели избавиться как можно скорее, чаще используя бросок копья или укол как повод сорвать дистанцию и пройти в ближний бой с мечом. Вероятно от того, что копье, буду традиционным оружием в этом устойчивом наборе, уже мало что могло противопоставить развитым латным доспехам. Хотя при определенной ловкости и удаче, поразить противника копьем все-же возможно, чему и посвящены эти несколько приемов.
За ними следует длинное описание поединка на мечах, продолжающегося боем на кинжалах. Отметим однако, что успешное проведение одного из описанных выше приемов с любым оружием уже должно привести к победе, но как мы видим, на всякий прием предполагается возможность контрприема и даже контр-контр приема, и трактат Майра, как и многие другие фехтовальные наставления, пытается раскрыть все или хотя-бы максимальное число приемов, которые могут пригодиться в подобной ситуации.
Удачи вам в ратных делах!