Найти в Дзене
Чевенгур и киберпанк

Ост-Индская компания, её капитаны и цена информации. Ч. 1

Оглавление

Строгие правила, четко прописанные инструкции и жесткая иерархия в бизнесе — не всегда лучшее решение. Опыт английской Ост-Индской компании тому свидетельством.

Главный офис Ост-Индской компании на Лиденхолл-стрит пафосно пафосен
Главный офис Ост-Индской компании на Лиденхолл-стрит пафосно пафосен

Как хорошо быть капитаном

Английская Ост-Индская компания (здесь и далее — ОИК) со дня своего учреждения, 31 декабря 1600 года, получила монопольные привилегии на торговлю с Восточной Африкой, Ближним Востоком и Азией. ОИК работала, как “держава-купец” до 1833 года, когда, по воле английского парламента, добровольно-принудительно прекратила торговлю и сосредоточилась на управлении своими владениями в Индии.

ОИК с первых лет стала силой в международной торговле и одной из крупнейших компаний Великобритании. В 1801 году компании принадлежали 145 судов, которые швартовались в 96 портах по всему миру. Оборот за год составил 2,515 миллиона фунтов. Расчетный ВВП Британии в 1801-м, для сравнения — 257 миллионов фунтов.

Картина Джона Баптиста Боуттатса, "Почетный флагман Ост-Индской компании возвращается в родные воды с триумфом"
Картина Джона Баптиста Боуттатса, "Почетный флагман Ост-Индской компании возвращается в родные воды с триумфом"

Управленцы ОИК, нанимая капитанов на корабли, разрешали им частную торговлю. Капитаны обязаны были доставлять заказы компании в срок, а что они будут делать по пути — управленцев ОИК не интересовало. Капитаны от возможности не отказались. Они торговали в портах по пути к “пункту назначения”, подгружая свой груз к грузам ОИК.

Корабли, от Англии до, например, западного побережья Индии, шли по 4-6 месяцев. Капитаны ОИК брали с собой из Англии ограниченный запас товаров, предпочитая торговать тем, что купили и перепродали в портах по пути. Для успеха такой торговли капитаны нуждались в точной информации, о товарах и ценах, о войнах и эпидемиях в ближайших портах.

Эта прямая дорога // Меня привела...

Вид на факторию
Вид на факторию

Обмениваться информацией капитаны предпочитали в факториях ОИК. Управленцы компании, получив первые деньги с торговли, создали в портах следования, в Африке, на Мадагаскаре, Сейшелах, собственные опорные пункты. Опорные пункты, фактории, строили по всем правилам фортификационной науки: с крепостными стенами, рвами, башнями-капонирами. В факториях англичане размещали склады, офисы, таверны и “гостиницы”.

Прибыв в порт, корабль мог разгрузиться, загрузиться свежей водой и провиантом, поторговаться с местными и сдать купленное, на хранение, на склады фактории. Местное население, кроме обслуги и торговцев, на территорию факторий не допускали, поэтому моряки, прибыв в порт и отправившись в факторию, волей неволей общались с коллегами. В самой фактории моряков дорога регулярно приводила в таверну. Где капитаны обменивались ценной информацией — о ценах, войнах, голоде, чуме, местечковой коррупции и прочем.

Вот эти люди не пускали чумазых на территорию факторий; армия ОИК, середина восемнадцатого века
Вот эти люди не пускали чумазых на территорию факторий; армия ОИК, середина восемнадцатого века

Некоторые из капитанов ОИК вели дневники или писали мемуары, в которых процесс обмена обрастает деталями. Николас Букеридж, который вел дневник в 1651-1654 годах, рассказывает об одной встреч, из-за которой он изменил курс корабля: “мой друг рассказал мне, что вскоре после того, как я в последний раз отправился из Мосамбика, он совершил путешествие для покойного губернатора Альворы де Сузы в Лоренсу-Маркиш … Он и его команда привезли оттуда: 90 бахарcких слоновьих бивней, которые купили по 300 фунтов и продали за 8460, греческого янтаря, который купили за 600 фунтов и продали за 9060”. Букеридж, которому до Лоренсу-Маркиш - сейчас это Мапуту, столица Мозамбика - было не особо по пути, все-таки попытался доплыть туда, но, увы, помешала погода. Томасу Гарланду, капитану галеры “Роза”, повезло больше. Бравый капитан ОИК, пришвартовавшись в Ачехе, узнал от капитана другого корабля, который только прибыл из Кедаха, в Малайзии, что опиум в Кедахе в большой цене. Немедля, Гарланд отказался от своих прежних планов и взял курс на Кедах, как только поднялся хороший ветер.

Кроме информации о краткосрочных колебаниях цен, в тавернах факторий можно было вызнать фундаментальную информацию. В таверне фактории Аньенго - это в Керале, Индия - молодой капитан Уильям Ларкин выспрашивал “какую цену он получит в портах на Индийском побережье за свои прекрасные бенгальские шелка, местный красный перец, тонкие ткани, орехи и листья бетельнута; стоит ли идти в Сурат; каков местный обменный курс и какие монеты нужны для торговли на побережье”. В теории, такую информацию можно было почерпнуть из путевых книг, альманахов и трудов по географии, которые в Англии издавали с 16-го века. На практике такие книги устаревали к моменту печати — особенно в первой половине 18-го века, когда ОИК еще не подчинила себе Индию и на индийском побережье правили многочисленные князья и царьки, постоянно воюющие между собой.

За качество информации капитаны отвечали репутацией. Обмануть другого капитана - например, сговорившись с местными торговцами - можно было только один раз. Обманутый обязательно рассказывал об обмане, другим капитанам — и с обманщиком уже никто не хотел делиться ценной информацией. С высокой неопределенностью на местных рынках он оставался один на один, и впредь мог рассчитывать только на удачу и на зарплату в ОИК. В сравнении с доходами других капитанов получались крохи.

******

Капитаны обменивались информацией, жизнь шла своим чередом, ОИК росла и крепла. С 1730-х годов управляющие ОИК, устав от постоянной анархии на Индийском побережье, решили упорядочить “процесс торговли”. В 1757-м войска ОИК захватили Бенгалию, компания начала распространять свои владения на весь индийский субконтинент.

Захват Бенгалии и лопнувшее терпение управляющих ОИК, наглядно
Захват Бенгалии и лопнувшее терпение управляющих ОИК, наглядно

В новых условиях, во второй половине восемнадцатого века, торговля для ОИК стала не так важна, в сравнении с колониальными доходами. Управляющие ОИК решили забрать автономию капитанов и подчинить себе обмен информацией о выгодных условиях в портах.

О том, как у компании это не получилось и о последовавших убытках — во второй части статьи.

При написании статьи я использовал:

Emily Erikson and Sampsa Samila. Networks, Institutions, and Uncertainty: Information Exchange in Early-Modern Markets.
Stuart Reid. Armies of the East India Company 1750–1850

******

Любезный мой читатель! Если тебе не сложно - и вдруг статья понравилась - кликни на лаек, поставь палец вверх. Пожалуйста. Тебе не сложно, а мне алгоритм Яндыкса статью бодрее откручивает.