Поговорили с белорусскими стримерами о том, как они оказались в игре, чем удерживают аудиторию и сколько зарабатывают в плохой и хороший месяцы.
УЧАСТНИКИ РАЗГОВОРА:
сlozZ — Максим Хуркунов, киберспортсмен и стример Overwatch, PUBG и Fortnite
NOD — Александр Станкевич, стример Gwent
Borgway — Сергей Медин, стример Heroes of the Storm
Об образовании, опыте работы и первых стримах
Но в итоге всё получилось неплохо.
Был у меня один друг — блогер. Благодаря шумихе по поводу выхода игры Overwatch он смог развить свой канал. Часто мы устраивали совместные стримы, выпускали ролики. Сначала я уходил скорее не в стриминг, а в киберспорт. Сложно было совмещать всё сразу: и тренировки, и турниры, и работу. Спал по шесть часов, позже приходил в офис, раньше убегал, а всё остальное время посвящал профессиональной деятельности в Overwatch. Месяца три-четыре я существовал в таком режиме. Это отражалось на работе. Мне говорили: «Что-то ты рано уходишь, мотивации у тебя нету». Какая мотивация, если даже поспать было некогда? И вот одним прекрасным утром я подумал: «Может быть, всё-таки уйти с головой в игру?». Для себя я всё тогда решил. Очень помогла поддержка того самого друга. Он сказал, что первое время будет финансово помогать.
Как раз тогда, в 2016 году, у нас получилось подписать контракт с российской киберспортивной организацией ROX (в то время она называлась «TORNADO ROX»). Мы поехали в Москву, на тренировочную базу «Динамо». Сидели там две недели, готовились к новому турниру. Но нам попалась очень сильная группа: чемпионы мира, плюс команда, которая выиграла чемпионов мира. Мы с ними неплохо сыграли, но всё-таки не дотянули.
А потом я попал во Францию. Вот как это случилось. У нас заканчивались контракты с ROX, они предлагали не самые комфортные условия по европейским меркам. Тогда появились французы. Они хотели создать новую киберспортивную организацию. Примерно половина игроков из нашей команды перешла туда. Во Франции мы познакомились с интересными ребятами. Например, в их команде был Av3k, легендарный игрок в Quake. Так получилось, что в то время ребята из Quake активно переходили в Overwatch. У нас контракты были заключены на три месяца, но продлевать мы не стали, так как у организации закончились деньги. В общем, это была довольно мутная история. Зато остались впечатления от поездок во Францию.
NOD: Пять лет я учился в горном институте в Питере. На третьем курсе начал делать стримы по игре «Гвинт» (Gwent). Это коллекционная карточная игра по вселенной «Ведьмака». У меня был друг, который создавал ролики по игре Heroes of the Storm. Его пример тогда меня вдохновил. Я решил: раз я так люблю «Гвинт», то почему бы мне тоже не попробовать?
У меня был школьный товарищ, который изучал верстку сайтов, дизайн. Он предложил мне: «Сань, ты делаешь игровые ролики, я умею разрабатывать сайты — давай запустим проект». Так появился сайт Wildcard.pro, где мы стали размещать обзоры колод и различную информацию о «Гвинте». Мы с ним решили: всё будем делать сами, станем монополистами. Я продолжил создавать ролики, мы завели группу в ВК, пытались разработать дизайн сайта. Я попросил сестру, которая живет в Польше, помочь с хостингом. Нашли модераторов среди знакомых. Так всё и началось.
Всю жизнь я был связан с компьютерными играми. Играл с самого детства: сначала в приставки, а когда появился первый компьютер, открыл для себя Warcraft и Diablo. Как раз в то время (это был 2016 год) я наткнулся в интернете на статью про белорусского стримера — Luffi. Прочитал статью, заинтересовался. Зашёл к нему на канал, а он как раз стримил игру, которая мне тоже нравилась — Heroes of the Storm. Меня зацепило, связался с Luffi. Он мне объяснил какие-то базовые вещи. Тогда я подумал, что надо самому попробовать сделать стрим — посмотреть, что выйдет. В начале очень сильно волновался. Из аудитории была парочка моих друзей, которых я попросил зайти на трансляцию. А потом Luffi меня захостил, и на канал начали приходить первые люди извне.
Об играх
сlozZ: Первый год своей игровой карьеры я занимался Overwatch. В ноябре 2016 года разработчики игры анонсировали большую киберспортивную лигу — Overwatch League. В Blizzard подчеркивали, что это огромный проект, в котором будут выступать лучшие из лучших. Но попасть туда из СНГ было крайне сложно. При этом лига запускалась с проблемами, почти год не было никакой информации о проекте, и к началу отборов многие спортсмены потеряли мотивацию участвовать в нём. А я к этому времени уже устал от Overwatch. Тогда я решил попробовать себя в PUBG (PlayerUnknown’s Battlegrounds), которую только начинали позиционировать в качестве киберспортивной дисциплины. Выступал за Team Empire. Но сама игра вызывала у меня много претензий. Поэтому в последнее время я основное внимание уделяю Fоrtnite. Обычно я полностью посвящаю себя одному проекту. Сначала был Overwatch, потом PUBG, теперь это Fortnite. Основная часть контента на моих каналах посвящена последней. Конечно, иногда бывают новинки, о которых интересно сделать материал. Вот буквально на днях вышла игра Apex Legends, которая сейчас находится во всех топах Twitch. Но все-таки основное направление канала — это стримы по профессиональным играм.
ClozZ, Fortnite, 17723 views
NOD: Видеоиграми я начал увлекаться еще в детстве. Позже приобрёл большой опыт в коллекционных карточных играх: Magic: The Gathering, Hearthstone. Но когда вышел «Гвинт», я бросил все свои силы на него, потому что мне нравится вселенная «Ведьмака» и подход его разработчиков. Я общался с комьюнити-менеджером CD Project RED по СНГ. Один раз был у них в студии в Варшаве, и остался очень доволен общением. Два раза мы с товарищами организовывали LAN-турниры по «Гвинту» в Питере, и поляки выделяли нам внутриигровые ресурсы, присылали разный мерч. Правда, какого-то очень близкого контакта у нас с разработчиками сейчас нет, но они оказывали поддержку, которую мы запрашивали. Мне очень хотелось, чтобы «Гвинт» после релиза стал гораздо более популярной игрой. Я очень надеялся, делал огромную ставку на это, но она к сожалению, пока провалилась. Есть небольшой приток новой аудитории, но ее не сравнить с количеством игроков в тот же Hearthstone.
Borgway: Познакомился с Heroes of the Storm я очень давно, еще на закрытом альфа-тесте. Мне удалось тогда получить ключ к игре. Проекты Blizzard мне всегда нравились. Я провел много времени в World of Warcraft, до этого играл в третий Warcraft. Но я не хочу позиционировать себя исключительно как стримера Heroes of the Storm. В последнее время у игры появились существенные проблемы. Сейчас многие геймеры отказываются от нее. В конце 2018 года, появились неприятные новости, что разработчик прекратит киберспортивную поддержку Heroes of the Storm. А так как я был еще и официальным комментатором русскоязычного сообщества, то эта новость меня сильно разочаровала. Я решил постепенно переключаться на другие игры. Это, конечно, повлияло на онлайн и подписки. Так устроено, к сожалению, на Twitch: если ты стримишь на протяжении нескольких лет одну игру, а потом переключаешься на другую, то часть аудитории уходит.
О стриминговых платформах
сlozZ: На Twitch проще удерживать аудиторию, чем на Youtube. Но не факт, что люди будут приходить на твой канал, даже если ты делаешь качественный контент. Механизмов продвижения практически нет. Существуют примеры, когда стримеры годами делали контент для двадцати подписчиков, а потом неожиданно получали большой медиаохват, благодаря соцсетям какой-нибудь NAVI (Natus Vincere — известная киберспортивная организация. Прим. dev.by) — и к ним на канал приходила сразу тысяча человек и оставалась на нём. При этом качество контента оставалось прежним.
NOD: Для меня стриминг на Twitch отнимает времени много, но творческих сил мало. На Youtube я не делаю стримы. Скорее это такое место, куда я отдаю свой творческий ресурс. Здесь я размещаю ролики с гайдами и обзорами колод, которые требуют хорошего сценария и монтажа. На один ролик может уйти два-три дня усердной работы. Поэтому я стараюсь совмещать стриминг и создание роликов. Стримы поддерживают интерес аудитории. К тому же на Youtube не так сильно принято поддерживать блогера донатами. Я с радостью уделял бы больше времени на Youtube, если бы это приносило больший эффект.
Borgway: В тот момент, когда я начинал, особых альтернатив Twitch не было. На Youtube стриминговая платформа только-только зарождалась, и без раскрученного канала заходить туда стримить смысла не было. К тому же в сети были руководства по работе с Twitch. Партнерское соглашение с платформой я заключил через полгода после того, как начал стримить. В то время получить «партнерку» было сложнее, чем сейчас. Сегодня, если у тебя есть сто подписчиков и тебя смотрит человек десять, с тобой платформа уже заключит минимальное соглашение. Раньше надо было соблюсти огромное количество условий: постоянное нахождение в сети, стримы пять раз в неделю, стабильное присутствие аудитории онлайн. Плюс была очень долгая процедура рассмотрения заявки.
О времени, уходящем на стримы
сlozZ: Делаю стримы каждый день. Последние полтора года тратил на них примерно по восемь часов в день. Без выходных.
NOD: Я выхожу на Twitch со стримами пять дней в неделю по пять часов.
Borgway: Сейчас мой канал находится в переходной стадии. Я уменьшил часы Heroes of the Storm. Выхожу в эфир шесть раз в неделю, каждый день с новой игрой. Это многим не нравится. Раньше у меня было по 130-150 активных зрителей на трансляции. Теперь аудитория сильно уменьшилась. Я редко трачу больше семи часов на трансляцию. Обычно время стрима колеблется от четырех до пяти часов.
О доходах и самом крупном донате
сlozZ: На протяжении последних полутора лет стриминг был основным источником моего дохода. Донаты — вещь непостоянная, но в моем случае есть некая минимальная планка месячного дохода, ниже которой он не опускается. Заработок за самый неудачный месяц — это где-то 30 тысяч российских рублей (около 450 долларов — прим. dev.by). А так бывает и 45 тысяч (670 долларов), и 100 (1500 долларов).
Кроме того, во времена Overwatch очень сильно помогал коучинг. Что это такое? Например, человек хочет научиться выполнять какие-то действия в шутере, он платит мне, скажем 15-20 долларов в час, и я обучаю его в игре. Однажды подписчик прислал мне 30 тысяч рублей. У меня на канале был сбор на новый ПК, потому что старый сильно лагал, и я сильно ругался в эфире по этому поводу. Вот человек и решил помочь.
NOD: В последнее время пользователи донатят слабовато. Но этот процесс никогда не бывает стабильным: иногда хорошо, иногда плохо, иногда никак. Самый крупный донат произошел, когда я только начинал делать стримы. Мне прислали 12 тысяч российских рублей (180 долларов) на развитие проекта. На эти деньги я смог купить себе хороший микрофон, аудиокарту, вебкамеру. То есть пожертвование сильно помогло росту качества моего канала. Благодаря донату, я смог делать хороший звук в роликах, и был счастлив.
Borgway: Зарплата стримера зависит от количества часов, проведенных в эфире. Большая часть дохода — это донаты подписчиков. Раз на раз не приходится: за месяц могут прислать 7 тысяч российских рублей (90 долларов), а могут 40. Мой самый крупный разовый донат составлял 25 тысяч российских рублей (370 долларов). Естественно, есть небольшой постоянный доход в виде рекламы и партнёрского соглашения с Twitch — у меня это около 150 долларов в месяц.
Работая поваром, я зарабатывал примерно столько же, сколько получаю на стримах. Тогда я трудился по 12-14 часов, постоянно на ногах. Правда, и стриминг — дело непростое.