Продолжение традиционной рубрики от нашего гида, к.б.н. Максима Харитоненкова.
Поскольку побережье Сочи всегда было плотно освоено человеком, реки региона страдают от хозяйственной деятельности. Особенно это касается нижних течений рек, ближе к урбанизированному побережью моря.
Дельты рек, как наиболее удобные с точки зрения рельефа, подверглись массовой вырубке леса и плотной застройке. Проблема нелегальной застройки, особенно частным сектором, остро встала в последние десятилетия, когда в Сочи стал бурно развиваться курортный бизнес.
Горные реки во влажном климате, с частыми шквальными ливнями, способны за полчаса накопить огромные массы воды, которая не может быстро уходить в море в связи с плотной застройкой пойм, а также отсутствием систем отвода воды, адекватных сочинскому климату. В результате город регулярно затапливается.
Строительство бурно развивается и на склонах речных долин. В сочинском климате очень активны селевые процессы, высока скорость разрушения горных пород.
В естественных условиях сели и оползни предотвращались густыми лесами, закрепляющими грунт. При вырубке лесов на склонах грунты быстро теряют стабильность. При игнорировании этих моментов строительство на склонах становится очень рискованным.
Страдают также русла рек, которые активно используются для отбора гальки для строительства.
Безусловно высок уровень загрязнения рек, в результате работы ливневой канализации, сбросов сточных вод из многочисленных частных гостиниц. В городе непропорционально большое количество автомобилей, особенно в летний сезон. В результате тысячи тонн нефтепродуктов ежегодно попадают в реки, а затем в Черное море.
Экосистемы горных рек очень неустойчивы и чувствительны к деятельности человека. Особенно сильно деградировала экосистема реки Мзымты. Полностью трансформирована дельта реки, во многих местах изменено русло. На многих участках склонов уничтожена лесная растительность, что активизировало оползни.
В результате сбросов колоссальных объемов загрязняющих веществ в реку при строительстве Олимпийских объектов, в том числе дублера Краснополянского шоссе, экосистема реки была фактически уничтожена. Потребуются многие десятки лет для ее восстановления, и то при активном содействии человека.