Мы умрём, а реклама упрямо кормит нас фастфудом!
Мы умрём, а нам предлагают крем после бритья!
Газеты, интернет, телевидение изо дня в день заставляют нас следить за политикой, биржевыми индексами и похождениями "звезд". Обнаруживать трагическое чувство жизни считается сегодня неприличным, каждый обречён переживать его наедине с собой.
Зачем мы живём?
Это негатив.
Почему бесцельно проводим дни?
Это чернуха.
Мы старательно избегаем вопросов, возвышающихся над бытовыми.
Мы широко закрываем глаза.
Третье тысячелетие мир встретил погружённым в детали, человечество старается отвлечься, забываясь в них. Но это всё равно, что перед казнью не думать о побеге, не перебирать проведенные на земле годы, а до блеска начищать ботинки или заботится о длине ногтей.
Мы живём так, будто жизнь вечна.
Однако лишь осознание собственной конечности, отличает нас от животных, именно оно делает человека человеком. Переживая его раз за разом, мы черпаем силы для духовного роста - отказаться, замалчивать его, значит редуцировать себя на ступеньку ниже.
Это глубинное чувство, несущее противоречие между безысходностью и верой, неизбежностью и надеждой, чувство, отрицающее время, энтропию и уничтожение, рожденное отчаянием и стремящееся его преодолеть, это чувство и есть главный движитель любой цивилизации. Наряду с анархизмом и бунтарством, в нём коренится жажда интеллектуальных исканий, богоборчества, самоутверждения и стремление выйти за границы своего "я".
Именно трагическое чувство жизни толкает к подвигам во имя людского братства, именно оно дает энергию к самопожертвованию. Его притупление, торжество вульгарного эпикурейства, когда тело становится идолом, а забота о нём носит религиозный характер, сопутствует вырождению цивилизации, её закату. Так было в дряхлеющем Риме или поздней империи Хань.
Так обстоит дело и в цивилизации Потребления.
Технический прогресс, поставленный на службу удовольствию, всё больше отделяет нас от самих себя, предоставляя нам роль электронной игрушки на полке гигантского супермаркета, превращая многомерного Человека в плоскую, механическую тень.
За последнее столетие человечество ушло от старых мифов, но ещё не обрело новые. Оказавшись на перепутье, оно пребывает в духовной летаргии, видит сны, которые никуда не ведут.
Что встряхнет его?
Что заставит сосредоточиться на себе?
Лишив прежних иллюзий, наша пластиковая цивилизация не предлагает новых рецептов, отказавшись от христианского рая, она, как уставший путник, уже не ищет выхода, видя его в забытьи. Нашу подлинную реальность всё больше вытесняет виртуальная. Список порождённых ею фантомов, ставших до боли привычными, необычайно длинен.
От детских мультиков до детских сериалов для взрослых.
От постановочных телешоу до интернетовских соцсетей.
Всё это создаёт иллюзию причастности человеческому муравейнику.
Строит призрачную ограду от вселенского одиночества.
В эпоху глобализации, заставляющей встать под знамена потребительской корзины, общими для всех символами, не привязанными к этническим корням, могут стать только поверхностные, доступные сознанию и младенца.
Такие как бренды автомобильных корпораций, марки потребительских фирм и клишированные логотипы кинокомпаний.
У древних, твёрже стоявших на земле, был праздник урожая, в Средние века справляли рождение Бога. Праздники были профессиональными, цеховыми, конфессиональными, обусловленные географией, они были привязаны к местностям, странам и континентам. Миру с размытыми границами требуется праздник, который устроил бы всех - мужчин и женщин, китайцев и немцев, верующих и атеистов. Такой как Новый год, привязанный лишь к календарю. Это возвращение к пифагорейскому поклонению Числу, это смерть Легенды, выродившейся в цифровую технологию.
Однако в цивилизации забытья господствуют сны о массовом потреблении, поэтому её представителям можно внушить абсолютно всё. Здесь можно договориться в назначенный час быть веселым, здесь легко приживется любая условность.
Может, пора установить дату скорби по утраченному Смыслу?
Приходите, буду рад!