Найти тему
АН JustMedia.ru

Как работал свердловский троллейбус во второй половине 1970-х

С 1979 по 1987 году новые троллейбусные линии в городе не прокладывались.

Конечная остановка «Таганская» ФОТО: Ностальгия по Свердловску 28, 1723.ru. Снимки предоставил Андрей Цацуров
Конечная остановка «Таганская» ФОТО: Ностальгия по Свердловску 28, 1723.ru. Снимки предоставил Андрей Цацуров

В Свердловске во второй половине 1970-х троллейбус продолжал развиваться активными темпами. Достраивалось и усовершенствовалось Орджоникидзевское депо, на смену ручной пришла машинная мойка машин, а новые линии по-прежнему строил обычный народ. Правда, на некоторых из них первое время не хватало рогатых, и люди кое-как запихивались в имеющиеся. Но эту проблему обычно решали в течение полугода.

О том, почему троллейбусы стали переводить на одностороннее движение, новых маршрутах, а также о том, сколько мойщиц надо, чтобы сделать чистыми 73 рогатых, читайте в продолжении спецпроекта «Е-транспорт».

  ККТ «Космос» до реконструкции. ФОТО: Ностальгия по Свердловску-21, 1723.ru
ККТ «Космос» до реконструкции. ФОТО: Ностальгия по Свердловску-21, 1723.ru

В 1975 Орджоникидзевское депо одновременно решало три задачи: осваивало производственные мощности, обеспечивало ежедневный выпуск троллейбусов на линию, а также постепенно внедряло все виды технических осмотров и ремонтов. Так, каждые три недели стали производить ТО-1, каждые четыре – ТО-2.

                                         Гостиница «Исеть», Свердловск. ФОТО: ГКУСО «ГАСО»
                                         Гостиница «Исеть», Свердловск. ФОТО: ГКУСО «ГАСО»

Одновременно устранялись недоделки Орджоникидзевского депо, которое ввели в эксплуатацию 27 февраля 1975. Строители даже соглашались на переделку ранее утвержденной проектной документации. Так, по просьбе деповчан к концу года из проектного склада-навеса был построен склад, гараж и столярка.

-4
«Через год депо основательно встало на ноги. Вплоть до 1980-го года его труженики наращивали объемы пассажирских перевозок и параллельно с этим строили и благоустраивали депо. Построили здание, в котором разместились столовая, отдел главного механика, шиномонтажный участок, участок электроцеха, стол заказов. Также были построены склады. Многое делалось во время субботников. Силами работников депо стало эталоном ухоженности», - говорится в книге «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год).
  Ленина, 40, магазин «Океан». ФОТО: Ностальгия по Свердловску 8-2, 1723.ru
Ленина, 40, магазин «Океан». ФОТО: Ностальгия по Свердловску 8-2, 1723.ru

В 1976 году оборудована механизированная мойка, которая за смену пропускала 73 машины. Раньше это вручную делали шесть мойщиц.

         Конечная троллейбуса 4-го маршрута «Динамо». ФОТО: Фото Олега из Н. Новгорода, 1723.ru
         Конечная троллейбуса 4-го маршрута «Динамо». ФОТО: Фото Олега из Н. Новгорода, 1723.ru

Постепенно депо наладило работу и уже в 1977-1978 годы могло на равных соревноваться с другими коллективами управления. На улицах города из двух депо стало выходить более 160 троллейбусов.

Гостиница «Свердловск» ФОТО: Ностальгия по Свердловску 66, 1723.ru. Снимки предоставил А. Цацуров
Гостиница «Свердловск» ФОТО: Ностальгия по Свердловску 66, 1723.ru. Снимки предоставил А. Цацуров

В 1975 году в Свердловске продолжают наращивать троллейбусную сеть. Запускают линию по улице Бакинских Комиссаров от Веера до кольца «Коммунистическая». В 1976 году была продлена и запущена троллейбусная линия на Химмаше -по Инженерной до сегодняшней конечной «Химмаш».

  ФОТО из альбома УЗТМ 1958 год. Взято с сайта 1723.ru у пользователя komendor
ФОТО из альбома УЗТМ 1958 год. Взято с сайта 1723.ru у пользователя komendor

В 1977 году методом народной стройки на Уралмаше был построен второй кольцевой маршрут №10, протяженностью 3,8 км.

 Перекреток Малышева-Розы Люксембург. ФОТО: Ностальгия по Свердловску 28, 1723.ru
Перекреток Малышева-Розы Люксембург. ФОТО: Ностальгия по Свердловску 28, 1723.ru
«В 1970-1980-е годы в Свердловске значительно увеличиваются транспортные потоки и троллейбусные маршруты стали переводить на одностороннее движение по улицам города. В центре для этого реконструировали Розу Люксембург. Так, в 1977 году на ней появляется троллейбусное кольцо, а с завершением реконструкции одностороннее движение открывается на отрезке от Малышева до Декабристов в сторону Химмаша – по перенесенной сюда в 1978 году с улицы Белинского контактной сети. Для этого же была реконструирована площадь у Центральной гостиницы», - говорится в книге «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год).
Центральная гостиница. ФОТО: Ностальгия по Свердловску, 21. Взято с сайта 1723.ru
Центральная гостиница. ФОТО: Ностальгия по Свердловску, 21. Взято с сайта 1723.ru

Юбилейный 1979 год стал для свердловских электротранспортников большим событием. Впервые в городе были демонтированы трамвайные пути. Рельсов не стало на Якова Свердлова и Толмачева. В этом же году был открыт долгожданный троллейбусный маршрут №11, связавший огромный Юго-Западный спальный микрорайон с центром города. Он пролег по Чкалова, Бардина, Амундсена, Щорса до Белинского с разворотом на Карла Либкнехта. По началу из-за нехватки троллейбусов в часы пик посадка в рогатых этого маршрута давалась с боем. Однако уже к лету число троллейбусов на этой линии резко увеличилось, и ситуация выправилась.

 На ФОТО парк 50-я ВЛКСМ и улица Ясная. ФОТО: пользователя Nath на сайте 1723.ru
На ФОТО парк 50-я ВЛКСМ и улица Ясная. ФОТО: пользователя Nath на сайте 1723.ru
«Интенсивное развитие троллейбусного транспорта создало даже впечатление, что рогатые у нас в городе и многих других, например, в Москве, постепенно вытеснит трамвай, но этого не произошло», - отмечается в книге «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год).
 Карла Либкнехта ФОТО: Ностальгия по Свердловску 93, 1723.ru. Автор: Евгений Клавдиенко.
Карла Либкнехта ФОТО: Ностальгия по Свердловску 93, 1723.ru. Автор: Евгений Клавдиенко.

С 1979 по 1987 году новые троллейбусные линии в городе не прокладывались. Правда, несколько новых маршрутов все же появились, но их организовали на основе уже существующих линий. Так, в 1980-м году появился маршрут №12 «Коммунистическая – Комсомольская», связавший Веер со ВТУЗ-городком и №14 «Декабристов –Чкалова».

 Карла Либкнехта. Ностальгия по Свердловску 119, 1723.ru. Фото Владимира Еловских.
Карла Либкнехта. Ностальгия по Свердловску 119, 1723.ru. Фото Владимира Еловских.
Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за предоставленные материалы Свердловской областной универсальной научной библиотеке имени В.Г. Белинского и лично директору музея ЕТТУ Алексею Медведеву.

Предыдущие материалы о становлении автобусного движения здесь, здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь, трамвайного – здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь, троллейбусного – здесьздесьздесьздесьздесь и здесь

Автор: Екатерина Турдакина