Найти тему
6000 миль до Голливуда

Проект "Гутенберг"

Оглавление

(Wu shuang, 2019, Гонконг)

Занятно, но дух классического Джона Ву присутствует здесь в гораздо большей концентрации, нежели в последнем фильме самого Джона Ву .
Занятно, но дух классического Джона Ву присутствует здесь в гораздо большей концентрации, нежели в последнем фильме самого Джона Ву .

Как я уже не раз замечал: удивить современного кинозрителя, особенно искушенного, нынче довольно-таки сложно. Вот и очередное режиссёрское творение Феликса Чона, сценариста "Двойной рокировки" (2002), чей голливудский римейк "Отступники" снял сам Мартин Скорцезе, быстро вызвало у меня ассоциации с одним американским гангстерским триллером. И, как выяснилось, не напрасно. Пускай "Проект "Гутенберг" рассказывает нам про другое и события в нём развиваются иначе, сюжетный костяк у него такой же, как в том легендарном триллере. Отчего и главный местный "вот-это-поворот" делается по аналогичной траектории. И именно поэтому я не назову вам ту картину, чья сценарная идея приглянулась Чону. Как знать, а вдруг оригинал всё-таки вам не вспомнится, и вы огребёте от "Проекта" гораздо больше впечатлений? Которые я рискую вам обломать, если буду чересчур болтлив и информативен.

Впрочем, даже подозревая, чем огорошит меня здешний финал, я не могу сказать об этой истории ничего плохого. Во-первых, потому что к нам снова вернулся лучший китайский актёр-не-кунгфуист Чоу Юнь-Фат. Да ещё в своем коронном амплуа импозантного циничного гангстера - почти как в классических работах Джона Ву ("Наемный убийца", "Рожденный вором", "Светлое будущее 1-2"). Причем, что удивительно, вернулся Юнь-Фат почти не постаревшим. Так, будто с той поры минуло от силы полдюжины, а не все тридцать лет, и будто ему самому уже не 60 с гаком, а по-прежнему 35. И хоть Чоу живет в одной из азиатских кинокузниц - Гонконге, - ныне он почему-то снимается редко, а в последние два года и вовсе отсутствовал на большом экране. Так что увидеть этого культового дядьку в "Проекте "Гутенберг"" во всё ещё отличной форме было несказанно здорово.

- Вот такие бумажки, дружище, мне и Джону Ву платили за ту же самую работу в Америке. А потом тамошняя лафа закончилась и пришлось нам обоим грести домой, на родину.
- Вот такие бумажки, дружище, мне и Джону Ву платили за ту же самую работу в Америке. А потом тамошняя лафа закончилась и пришлось нам обоим грести домой, на родину.

Второе достоинство "Проекта": как режиссёр, Феликс Чон тоже не китайской сандалией лапшу хлебает. Прозвучит удивительно, но здесь у него гораздо больше "того самого" Джона Ву, чем в последнем полнометражном фильме самого Ву (Охота на человека, 2017). И дело не только в боевых сценах, которых у Чона не сказать, что много, но которые, однако, равняются на лучшие образцы гонконгской боевой классики. Дело в отсутствии стилистических перегибов, что допускает сегодня в своей работе Джон. Такое ощущение, что, желая порадовать своих скучающих фанатов, он нарочно утрамбовал в "Охоту на человека" сверх всякой меры все свои авторские фишки (самый наглядный пример: вместо дежурного пролета белого голубя Ву там разломал аж целую голубятню). Феликс же Чон дословно Ву нигде не копирует, "мексиканскими ничьими" не злоупотребляет и волынку со слоу-мо не растягивает. Тем не менее все узнаваемые классические экшен-приёмы у Чона есть и работают на зрителя, не нервируя его излишней вычурностью и затянутостью.

И третий толстый плюс, который нельзя не отметить: идеально закруглённая, сквозная лирическая линия. Всю красоту, глубину и изящество которой нам раскрывают буквально в последних двух сценах и в одной (!) фразе. После чего весь сюжетный паззл моментально складывается и никаких недосказанностей в фильме не остаётся. Так что конкретно в этом вопросе Чон превзошел "лирику" Джона Ву на целую голову, тут и спору нет.

Мексиканское полу-противостояние - бывает и такое.
Мексиканское полу-противостояние - бывает и такое.

***

В общем, логика Феликса Чона была проста: уж коли Голливуд не брезгует время от времени его идеями, значит, и ему не зазорно позаимствовать какую-нибудь ценную идею из современной голливудской классики. А потом тщательно переработать и упаковать эту "реплику" так, чтобы никто не смог обвинить Гонконг в плагиате.
И действительно, официально к этому хитрому китайцу не придерёшься. Да и желания такого, если честно, нет. По крайней мере и старых поклонников Джона Ву и Чоу Юнь-Фата "Проект "Гутенберг" порадует, и просто любители заверченных гангстерских триллеров наверняка не разочаруются, пусть даже многие из них быстро обнаружат торчащие из сюжета уши того фильма, Чьё-Имя-Я-Не-Хочу-Называть.

Трейлер фильма: