Найти тему
ActivityEdu

Бэби-театр: что это такое и в чем отличие от привычного спектакля

Оглавление

Несколько лет назад в отечественной театральной среде появилось новое понятие – «бэби-театр». Если до этого самым юным зрителям было по три года, то теперь попасть в театр может даже ребенок, который еще не умеет ходить. Сама идея театра для малышей не нова. В Европе подобные проекты существуют уже более тридцати лет. Одним из пионеров бэби-театра считается итальянский режиссер Роберто Фрабетти, основатель театра La Baracca – Testoni Ragazzi, коллектив которого несколько лет проводил программу «Маленький размер – большие граждане» в разных европейских странах.

В чем же отличие бэби-спектакля от привычного всем детского спектакля?

Пространство

Деление на зал и сцену обычно очень условное. Чаще всего зрители сидят на полу на мягких подушках и могут свободно перемещаться, если при этом не мешают артистам и друг другу. Маленький ребенок не может долго сидеть на одном месте, так что подобный подход помогает ему чувствовать себя на спектакле комфортно.

Время

Редко какой бэби-спектакль идет больше чем полчаса, что не позволяет зрителям переутомиться и потерять интерес.
Редко какой бэби-спектакль идет больше чем полчаса, что не позволяет зрителям переутомиться и потерять интерес.

Спектакль «Щелкунчик»

Сюжет

Обычно в бэби-спектаклях нет четкой сюжетной линии. Даже если спектакль поставлен по литературному произведению, он передает не столько сюжет, сколько настроение. На первый план выходит не фабула, а изобразительно-выразительные средства – музыка, тактильные ощущения, движения, запахи… Дети используют разные способы восприятия мира, активно включаются в происходящее и приобретают новый опыт.

Интерактив

Практически все детские спектакли в той или иной степени интерактивны, но бэби-театр – это самый настоящий иммерсивный театр. Зритель здесь полноправный участник происходящего: актеры предлагают пощупать реквизит, выполнить какие-то несложные действия, пообщаться. Но насильно, конечно, никто в спектакль не вовлекает, и если маленькому зрителю комфортно все полчаса сидеть на коленях у мамы или папы – так тому и быть.

-3

Спектакль «Первый снег»

Российским зрителям бэби-театр открыли Юрий и Ольга Устюговы. Они создали театр, который так и называется – Первый театр, место, где ребенок может начать свой зрительский путь. О том, зачем малышам вообще ходить в театр и как выбрать хороший спектакль, Ольга Устюгова рассказала в своем интервью.

Почему вы решили заниматься бэби-театром?

Мы с Юрой Устюговым – профессиональные режиссеры и художники, но всю совместную жизнь работали в разных театрах отдельно друг от друга. В какой-то момент решили найти совместную деятельность. Стали изучать подходящие жанры. На тот момент ниша бэби-театра была не занята, никто не знал, что с такими маленькими детьми делать. И нам такой жанр близок, мы любим предметный, уличный, живой театр.Наши дети уже выросли, а мы сами скучали по малышам рядом с нами.

Расскажите про свой первый спектакль. Как его восприняли в театральной среде?

Нам очень повезло. В 2012 году мы придумали первый сценарий и стали искать театр, который бы согласился с нами сотрудничать. В Московском театре кукол на тот момент работала прогрессивная руководящая команда: Григорий Папиш, Надежда Конорева, Соня Дурова. Они пригласили нас, и мы сделали первый спектакль серии «Театр на ладошке» — «Зима». 

Как коллеги-режиссеры относятся к бэби-театру?

На премьеру пришло очень много интересных людей – театроведы, критики, режиссеры. Про спектакль сразу заговорили, он стал очень популярным. В течение следующего года мы выпустили все спектакли этой серии. 

-4

Спектакль «Шоколад»

Вокруг бэби-театра, как и вокруг раннего развития вообще, много споров. Кто-то чуть ли не из роддома тащит малыша на всевозможные развивашки, в театры и на выставки, а кто-то говорит, что это просто бизнес, ориентированный на уставших от сидения дома родителей, которым бы выбраться хоть куда-нибудь, а ребенку все это не нужно и даже вредно. Где же золотая середина?

Мы много слышали всяких критических мнений: это не театр, бессмысленно делать спектакли для зрителей такого возраста, они ничего не понимают… 

Мы считаем, что для тоддлеров очень важно не столько интеллектуальное, сколько эмоциональное и эстетическое раннее развитие. Если у мамы «день сурка» второй год, нет ничего плохого, что она хочет выйти в свет с малышом. Если маме хорошо, ребенку это только полезно. Мы уверены, что у детей такого возраста все эстетическое переживание пишется сразу на подкорку. Они воспринимают все происходящее как есть, принимают все на веру. Маленькие дети еще не ограничены никакими правилами, они еще не до конца знают, как устроен мир. Поэтому очень важен первый театральный опыт. 

Мы стараемся прививать вкус, не ограничивать творчество, предоставляем зрителям свободу. Мы никогда не навязываем моральные понятия, не учим. Наша задача — создать качественное искусство. 

На что стоит ориентироваться, выбирая бэби-спектакль?

На данный момент в Москве просто бум на бэби-спектакли. Мы понимаем, что 6 лет назад мы открыли ящик Пандоры. Сейчас очень много некачественных спектаклей, сделанных непрофессионалами с целью заработать. Если у вас в браузере навязчиво мелькает реклама таких спектаклей, значит, можно не ходить, не портить вкус ребенку. Организации тратят огромный бюджет на рекламу, соответственно, качество самих спектаклей низкое. Это все нас удручает. Мы сотрудничаем со многими театрами, работающими в этом жанре, всегда готовы помогать и хотим, что бы слово «бэби-спектакль» не было синонимом подделки. Мы воспринимаем свою деятельность отчасти как миссионерскую. Хотим, чтобы люди любили хороший театр. 

У вас есть какие-то советы, как подготовить малыша к походу в театр?

Так же, как готовят к чему-то новому. Как к поездке на поезде, например. У каждого родителя свои правила.

Как быть, если во время спектакля малыш бежит на сцену, издает громкие звуки, в общем, плохо себя ведет?

Наша задача состоит в том, чтобы создать искусство, актуальное для очень маленьких детей. Специфика нашего зрителя такова, что шум, беготня не являются плохим поведением. Мы чередуем спокойные и активные сцены, чтобы малышам было нескучно, стараемся фокусировать внимание детей на происходящем. Кроме того, у нас есть хитрости общения с гиперактивными детьми, бэби-театр – это отчасти педагогика тоже. Для нас большая победа, если ребенок, пришедший на площадку побегать, поймал ритм спектакля и стал настоящим театральным зрителем.

-5

Внимательные маленькие зрители

На какой возрастной диапазон рассчитаны ваши представления? Есть ли спектакли, скажем, только для двухлетних или четырехлетних детей? Если да, то какие различия в подготовке спектаклей?

Все наши спектакли созданы в жанре бэби-театра. А значит, подходят для детей от 10 месяцев до 4 лет. Только «Песни для слонов» мы рекомендуем зрителям от 2,5 лет, так как там достаточно много текста.

Сколько человек работает в актерской команде вашего театра? Проходят ли они какую-либо предварительную подготовку?

В каждом спектакле занято по два актера, которые делают всё: включают звук, свет, делают монтаж, демонтаж. Мы специально готовим актеров, не все нам подходят. Некоторые с нами с самого начала, у них уникальные умения и знания. Спектакли Первого театра — это совместный продукт режиссера, художника и актера, все создают спектакль вместе и каждый занят своим делом.

Было ли такое, что ребенка что-то пугало на спектакле, и как на это реагировать родителям и артистам?

Мы все очень внимательно продумываем, чтобы дети не пугались: актеры ведут себя естественно, не изображают дядю, тетю, лисичку… Дети испытывают доверие к мягкой и веселой истории. Мы никогда полностью не выключаем свет в зале, только приглушаем. Бывает, что ребёнок пугается. Но мы дальше спокойно играем спектакль, и малыш обычно отвлекается и забывает, что его напугало. Родителям советуем в таком случае вести себя спокойно. Но бывает, что ребенок изначально плачет (не выспался, плохо чувствует себя), и он не может вообще зайти на площадку. Мы тогда предлагаем прийти в следующий раз. Билеты в Первый театр не пропадают.