Сколько сотен машин надо для уборки мегаполиса?
Каждый год неизбежно наступает тот самый момент, когда город засыпает снегом по самую макушку. Зима 2018/2019 в Екатеринбурге началась почти без осадков, и все готовились встретить весну без грязи (но с пылью). Казалось, весь снег остался в Москве и Питере, но нет — в последние дни января похолодало, город завалило.
И стихия умудрилась застать всех врасплох. На дорогах и тротуарах Екатеринбурга оказался ровный слой снега. Что же в очередной раз произошло с готовностью служб благоустройства к погодным сюрпризам?
Тайный реагент
В мороз и снегопад, мы отправились на показательную уборку перекрестка Малышева — Карла Либкнехта. Кое-что узнать все-таки удалось. Например, то, как коммунальщики применяют имеющий довольно спорную репутацию реагент «Бионорд».
Спойлер: не совсем так, как рекомендует производитель.
Должно быть так:
«Бионорд» нужен для того, чтобы быстро разрыхлять замерзший снег на проезжей части. Перед тем, как засыпать реагент, коммунальщики должны счищать свежий снег, и только после этого — засыпать «Бионордом». Он буквально прожигает осадки до асфальта. После того, как реагент подействует (время от 40 минут до трех часов), получившуюся кашу нужно сразу же сметать снова — иначе растаявший под «Бионордом» снег застынет на морозе и превратит дорогу в лед. Что и произошло в Екатеринбурге.
Почему? Как признался начальник смены Ленинского ДЭУ, снег после засыпки «Бионорда» убирают через ШЕСТЬ часов. То есть сознательно дают растаявшей каше превратиться в лед. И грязь, потому что машины продолжают ездить.
К этой картине нужен еще один штрих. «Бионорд», по технологии, обозначенной на сайте производителя, должны высыпать на каждые пять сантиметров осадков. Если выпало 12 миллиметров осадков — это 12-18 сантиметров снега. «Бионордом» улицы нужно было посыпать 3-4 раза, а прометать в два раза больше — 6-8 раз. Но воспользовавшись реагентом днем, убрали снег только вечером.
Технический перерыв
В ночную смену на улицы Екатеринбурга вышли 312 единиц техники и 150 дорожных рабочих. То есть примерно по 40 машин на каждый из семи районов. Мы не можем посмотреть, сколько рабочих из 150 реально чистили улицы, а вот проследить за техникой — можем. Специально для обеспокоенных качеством уборки горожан (и для контроля) создали «Карту уборочной техники», которая показывает, где и как работает каждый грейдер или погрузчик.
И судя по этой карте, как обратил внимание общественник Алексей Беззуб, к часу ночи на дорогах Екатеринбурга осталось всего 45 машин (из 312 заявленных). Значит ли это, что сбоит GPS, или ночная смена получилась настолько ударной, что вместо нормативных 8 утра, большинство рабочих ушли отдыхать в полночь? На этот вопрос трудно ответить, сидя в теплом офисе. Поэтому корреспондент ЕТВ вышел на центральные улицы Екатеринбурга, чтобы проверить, как убрали дороги днем.
Мэрия уже успела заявить, что, несмотря на прекратившийся снегопад, убирать город будут так же интенсивно, как накануне.
Так нужна ли Екатеринбургу дополнительная зимняя и всесезонная техника,который якобы постоянно не хватает? Нет. В городе не чистят снег не из-за недостатка машин, считает Алексей Беззуб. По мнению общественника, коммунальщикам нужно наладить работу: в снегопад выводить на улицы больше сотрудников, чтобы они чистили Екатеринбург в две смены — круглосуточно, а также соблюдать технологию работы с «Бионордом». Реагент может быть эффективным, но только если использовать его правильно, и убирать вовремя. После ударных смен рабочие пойдут на заслуженный отгул, а город не будет тонуть в грязи.