Найти тему

Легендарный буровик

Энгель ЗАЙНЕТДИНОВ

— В Конторе бурения (КБ) № 1 треста «Туймазанефть», а затем «Туймазабурнефть» Вы проработали 20 лет. Не могли бы подробнее рассказать, что собой представлял этот коллектив в довоенные и первые послевоенные годы? Когда Вы почувствовали, что бурение — главное дело Вашей жизни, а мастер — центральная фигура при организации буровых работ?

— Отвечать на эти вопросы и легко, и сложно. Ведь об истории создания этой знаменитой КБ написано немало. Поэтому, я могу в чем-то и повториться. Да и что мог знать о делах КБ простой рабочий буровой бригады? Кроме того, обстановку в КБ в военные годы знаю, в основном, по воспоминаниям ветеранов, которые тогда там работали, да по письмам из дома...

Эта контора бурения была создана в 1938 г. в составе Туймазинского промысла. Первый директор — опытный бакинец — буровик Максим Иванович Суганов.

База КБ была размещена в километре от д. Нарышево. Вскоре для нее построили одноэтажное деревянное здание, которое простояло до 1960 г. Вся мебель для конторы была изготовлена в своей же столярной мастерской. Кабинет директора одновременно являлся и конференцзалом. Такое сегодня невозможно даже представить!

Одновременно строились база вышстроя, здания ремонтно-механической мастерской, долотно-сварочно-го, электродизельного, паросилового и тампонажного цехов, кузницы, столовой, клуба и нескольких кустовых котельных.

Уже в конце 1938 г. в Туймазах начали действовать курсы по подготовке кочегаров, трактористов, бурильщиков и их помощников. В числе первых выпускников 1939 г. были местные жители А. Габдуллин, А. Гафаров, Кашапов и другие, которые вскоре стали знатными буровиками Туймазов. Огромную помощь в подготовкеместныхкадров буровиков оказали бакинцы и грозненцы М.И. Суганов, В.А. Лебедев, И.П. Лузянин и др.

Дорог практически не было. В дождь из поселка до КБ доходили за полтора часа. Вышки — деревянные, одну из них повалили при мне в 1946 г. Обед в столовой — суп, каша, кусок хлеба да чай — стоил 40 копеек. Выручал базар, на котором продавалось все, что могли привезти из ближайших деревень. Но народ работал. Никого из руководителей КБ, кроме бурового мастера, я не знал. На различные совещания и собрания в КБ меня, естественно, не приглашали.

Хочу привести один пример, как выполнялись тогда отдельные операции при бурении скважин. Например, каротажные работы на буровой. На автомашине ЗИС-5 монтировалась лебедка с каротажным кабелем. Привод лебедки — с помощью ременной передачи от заднего колеса машины, поднятого домкратом. Прибор для записи диаграммы устанавливался на треноге перед ротором внутри буровой, и оператор вручную записывал показания прибора.

В военные годы количество работающих буровых станков сократилось с одиннадцати до одного. По указанию Нар-комнефти в 1944 г. часть буровых станков и бригад была переброшена на юг страны на восстановление нефтяной промышленности в освобожденных от фашистов районах, часть — на разбуривание открытого в 1943 г. в районе Ишимбая Кинзе-булатовского месторождения, часть — в Куйбышевскую область на месторождение девонской нефти «Яблоневый овраг», открытого на три месяца раньше Туйма-зинского девона. В военные годы успешно работали на Туймазинской площади бригады буровых мастеров В.Н. Салова, В.А. Лебедева, Ф.А. Алексеева, В.Н. Ан-дрияшина и А.Т. Трипольского. На долю двух последних пришлась задача пробурить ставшую потом знаменитой скважину № 100, из которой 26 сентября 1944 г. был получен фонтан туймазинс-кой девонской нефти. Дебит ее составлял 250 тонн в сутки, что примерно равнялось суммарной суточной добыче всех 57 действовавших тогда на Туймазинской площади эксплуатационных скважин!

По воспоминаниям буровиков, в те годы трудиться было очень тяжело. Хлеб по карточкам — 700 г в день на работающего. В магазинах изредка появлялись консервы, подсолнечное масло. Питались главным образом картошкой, свеклой, капустой. Оборудования и материалов не хватало. Из-за отсутствия транспорта с большими трудностями доставлялись грузы на буро-вые...Здорово выручали лошади. Но иногда, когда не было подъезда до буровой, трубы, материалы тащили на плечах или санях, в которые впрягались сами буровики.

После окончания войны многие солдаты и офицеры стали работать в бурении. По рекомендации управляющего трестом «Туймазанефть» И.П. Нифанто-ва я в октябре 1946 г. поступил бурильщиком в контору турбинного бурения треста «Туймазанефть» (впоследствии она стала КБ № 2) в буровую бригаду знатного бурового мастера, первооткрывателя Кин-зебулатовского месторождения в Ишим-бае Михаила Семеновича Голякова. Да, какой я был тогда бурильщик! Голяков это знал. Всячески меня поддерживал и тренировал. Целыми вахтами вместе стояли у тормоза. Бурили роторным способом. Долото не поднимали по двое суток. Большое спасибо за науку!

В сентябре 1946 г. на охоте в районе д. Старые Туймазы я познакомился с директором КБ № 1 М.А. Потюкаевым и с будущим Министром нефтяной промышленности СССР В.Д. Шашиным. В то время он работал в геофизической партии Ишимбая. Сюда приехал на охоту к Потю-каеву, своему однокашнику по техникуму. Мое знакомство с В.Д. Шашиным продолжалось многие годы. Вот тогда М.А. По-тюкаев предложил мне перейти на работу к нему. Так в феврале 1947 г. я стал бурильщиком КБ № 1 треста «Туймазанефть».

Мне, как жителю Туймазов, поручили комплектовать новую буровую бригаду для бурения разведочных скважин в районе города. Бригаду я набрал из демобилизованных солдат, жителей Туймазов и близлежащих деревень. Только бурильщики имели опыт работы на буровой, а 75 % состава бригады были новичками в бурении.

Приходилось упорно учиться. Учеба велась в арендованном помещении районного клуба. Преподавали инженерно-технические работники и практические специалисты КБ. К маю 1947 г. бригада была укомплектована полностью из людей, не видевших долото, буровую вышку. Мастер тоже был без опыта работы.

Началось строительство буровой скважины № 509, удаленной от Туймазов на 8 км в сторону д. Япрык. Транспорта для доставки рабочих на буровые не было. Вахтовые рабочие из Туймазов ходили пешком все 8 км, бурильщики — из д. Яп-рык. Связи не было никакой — телефон или радиосвязь были мечтой. Все земляные работы проводились вручную силами самой буровой бригады, а это приемный амбар для глинистого раствора — примерно 30 куб. м, шахта глубиной до 2,5 м и диаметром 70 см, ямы для столбов электропередач, ямы для якорей оттяжек буровой вышки и многое другое. При монтаже буровой и в начале бурения не было даже будки (вагончика) — располагались в 500 м под горящим газовым факелом.

Бурение велось на дизельном приводе, но рядом некоторые бригады работали на электроприводе. Тогда разбуривался большой участок нефтяной площади сразу несколькими буровыми бригадами. Руководство КБ, в связи с удаленностью этого участка бурения от основной базы в Нарышево, создало здесь небольшую промежуточную базу для обеспечения буровых материалами и инструментом. Это облегчало работу.

Все 18 буровых бригад КБ № 1 бурили на глинистом растворе, который готовили на глиномешалке прямо на буровой силами самой бригады. Надо сказать, дело это далеко не простое. Глина завозилась на скважину до начала ее бурения. В зимнее время она смерзалась — приходилось разогревать ее с помощью пара от индивидуальных или вблизи расположенных котельных, долбить ее на мелкие кусочки с помощью металлических клиньев и кувалды. Это потом, в 70-е годы, начали использовать глинопорошок, создавать централизованные глинозаводы. А тогда это был адский ручной труд!

Начали бурить роторным способом, а потом перешли на турбобур. Члены буровой бригады, впервые увидевшие в деле турбобур, были очень удивлены и обрадованы. Помню, бурильщик прыгал у ротора и радостно повторял: «Ай, да турбина! Ай, да турбина!»

Не могу не вспомнить интересный случай. В предмайском социалистическом соревновании 1948 г. среди буровых бригад КБ № 1 наша буровая бригада заняла первое место. За месяц роторным способом мы пробурили 501 метр при плане — 400 м. Бригада была премирована отрезом красного материала длиной 120 см. Тогда все буровые бригады, выполнившие месячный план по бурению, всегда отмечались красным флагом, устанавливаемым на верху буровой вышки. За этим очень строго следил парторг ЦК партии при нашей конторе бурения А.М. Слепян.

Дома моя жена половину материала отрезала и сшила трусики родившейся в феврале того года нашей дочери. Ведь в продаже материалов не было. А флаг вышел укороченным!

Очень тяжело было бригаде при бурении разведочной скважины № 10 в районе с. Нижнетроицк в 35 км от Туймазов. Весь период бурения (конец 1949 г. и начало 1950 г.) члены буровой бригады ходили на работу пешком или, если повезет, добирались на попутном транспорте. Члены буровой бригады жили на частных квартирах в близлежащих деревнях, а мне приходилось дважды в месяц в зимнее время топать 30 км в КБ через лес по дороге, проложенной жителями деревень.

Но никаких нареканий и жалоб не было — мы знали, что транспорта для перевозки членов бригад в конторе не было.

В послевоенные годы, когда началось активное освоение девона: бурились скважины, росла добыча нефти, в Октябрьском возле здания городского комитета ВКП(б) была установлена стела, оборудованная светящимися звездами, указывающими степень выполнения планов бурения, добычи нефти, строительства городских объектов. Вечерами жители города ходили семьями на эту площадь и изучали, как работает каждое предприятие. Было приятно видеть этих людей, радующихся выполнению планов своими предприятиями! Те далекие дни были наполнены энтузиазмом и горячим желанием ежедневно выполнять плановые задания!

В начале 50-х годов началось массовое внедрение турбинного способа бурения скважин. Было организовано социалистическое соревнование между буровыми бригадами за увеличение скорости бурения и достижение максимальной проходки на буровую бригаду в год.

Бригада мастера И.Д. Куприянова в 1949 г. при бурении турбинным способом скважины № 422 достигла коммерческой скорости 1007 м на станок в месяц. В том же году Президиум ЦК профсоюза рабочих нефтяной промышленности принял постановление о распространении опыта зачинателя движения скоростного бурения мастера И.Д. Куприянова на все предприятия нефтяной промышленности Востока. А вскоре бригада мастера К.Б. Беляндино-ва обогнала куприяновцев, показав коммерческую скорость в 1150 м. Нам стало ясно — значит, можно бороться с ними!

И.Д. Куприянову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Это подхлестнуло другие бригады бороться за увеличение коммерческих скоростей бурения и проходки на буровую бригаду в год. То, что было вчера рекордом, очень быстро становилось нормой.

В 1952 г. начался активный переход бурения скважин с промывкой забоя водой, вместо глинистого раствора. Инициаторами этого почина стали директор нашей КБ К.Н. Евстигнеев и буровой мастер В.Н. Са-лов. В результате, резко возросли коммерческие скорости бурения и проходка на буровую бригаду. Отдельные буровые бригады добились рекордных показателей по стране — годовой проходки на бригаду в 30-40 тысяч метров и коммерческих скоростей более 3000 метров на станок в месяц!

Но не всегда все было хорошо. Нам досталась разведочная скважина № 3а на Ардатовской площади. До войны в 1938— 1939 г.г. на этом месте была пробурена разведочная скважина № 1. Техническая колонна спущена не была. В 1947 г. было принято решение добурить эту скважину и спустить колонну. Построили буровую установку на дизельном приводе. Но инструмент смогли спустить только на 5 метров — за годы войны местные подростки закидали скважину всяким мусором! Было принято решение перетащить буровую в сторону на 8 метров. Пробурили мы эту скважину на девонский горизонт, спустили 8-дюймовую колонну, но... нефти не обнаружили. Однако эта скважина сыграла важную роль в уточнении контура нефтеносности Туймазинского нефтяного месторождения.

В середине 1950 г. нам поручили бурение скважины электробуром. Это была всего вторая скважина в Башкирии, которую следовало пробурить электробуром. Мы справились — пробурили скважину досрочно! Так и пошло. Набирался опыт, состав бригады практически не менялся, мужали члены бригады, практически все скважины на девон нами сдавались досрочно.

С начала 1947 г. по май 1950 г. я с бригадой занимался бурением разведочных скважин. Бурение велось, как правило, роторным способом на глинистом растворе долотами диаметром 300 мм, глубиной до 1850 м.

С открытием месторождения девонской нефти в Туймазах по ленд-лизу в конце войны из США началось поступление оборудования для бурения скважин, в т.ч. роторы, паровые котлы, грязевые насосы, заливочные агрегаты, талевые канаты. Все это позволило резко увеличить объемы и скорости бурения скважин.

В 1944 г., когда стало очевидным превосходство Красной Армии над германскими войсками и уменьшилась потребность в военной технике, по решению правительства СССР военные заводы перешли на выпуск более совершенной буровой техники: металлические вышки, насосы, турбобуры, дизельные буровые установки.

С 1947 г. наша КБ первой в нефтяной отрасли СССР стала полигоном испытания и внедрения всей буровой техники, передовой технологии бурения скважин, совершенствования организации труда в бурении и вышкостроении, других структурных подразделений. Она дала путевку в жизнь турбобурам, электробуру, форсированным режимам бурения, проходке скважин с использованием воды вместо глинистого раствора, бурению скважин уменьшенного диаметра, наклонно-направленному и кустовому бурению, крупно-блочному строительству буровых, централизованному приготовлению глинистого раствора, оборудованию для ускорения спуско-подъемных операций и многому другому.

Постоянно велось социалистическое соревнование среди буровых бригад по достижению высоких коммерческих скоростей в бурении, сокращению сроков бурения скважин, ускорению темпов строительства буровых, снижению себестоимости проходки.

Наша КБ №1 явилась кузницей нефтяных кадров для Башкирии и других регионов СССР.

В разные годы большой вклад в развитие техники и технологии бурения внесли директора КБ: М.И. Суганов, А.М. Слепян, М.А. Потюкаев, К.Н. Евстигнеев, Л.А. Соловьев, А.В. Резчиков.

За большие заслуги по увеличению проходки на бригаду в год, достижение высоких и рекордных коммерческих скоростей, снижение себестоимости бурения, новаторство в производстве присвоено звание Героев Социалистического Труда шести работникам нашей КБ: И.Д. Куприянову, Р.Х. Аллаярову, И.Б. Поляковскому, Д.И. Михайлову, Г.М. Вильданову, К.Г. Ихину.

Бурение — это сложнейший и ответственный производственно-технологический процесс строительства скважин.

Особенно это относится к бурению разведочных скважин на новых площадях.

Работа буровиков физически тяжелая: приходится бурить в любую погоду, зимой и летом, в стужу и на жаре, приходится осваивать необжитые районы, часто там, где не ступала нога человека, и нет никаких, даже элементарных, бытовых условий! Кроме высокого профессионального мастерства буровики должны обладать крепким здоровьем, твердым характером, верой в успех и товарищей. Они должны четко понимать, что открытие новых нефтяных месторождений, а потом и объемы добычи нефти во многом зависят от успешной работы буровиков, их мастерства и квалификации.

Буровую бригаду можно сравнить с самостоятельным экипажем корабля, который идет определенным курсом, но не в безбрежном океане, где есть возможность маневра, а вглубь земли, где как раз маневра-то никакого нет. Так же, как на корабле экипаж должен быть укомплектован высококлассными специалистами, способными не только выявить неисправность, но и быстро ее устранить, способными заменить товарища или помочь ему делом. Скорой медицинской помощи в бурении нет!

А кто такой буровой мастер? Он как раз и есть капитан этого «корабля». Это одна из главных профессий в нефтяной промышленности, чьи знания, опыт, энергия, оптимизм являются гарантом безаварийной скоростной проводки скважин.

Неслучайно люди, прошедшие школу бурения, потом могут прекрасно проявить себя в любом, даже самом ответственном, деле. И пример моей родной КБ № 1 (а с 1970 г — Уфимского УБР) наглядно подтверждает это!

Из 12 буровых мастеров объединения «Башнефть», в разные годы удостоенных высокого звания Героя Социалистического Труда, пятеро — работники КБ №1 и Уфимского УБР: Р.Х. Аллаяров, Т.М. Вильданов, И.Д. Куприянов, Д.И. Михайлов и И.Б.Поляковский.

Многие работники нашей КБ № 1 оказывали техническую помощь в бурении нефтяных скважин в разных странах мира, в.ч. в Китае, Монголии, Афганистане, Болгарии, Индии, Кувейте, на Кубе и др.

Некоторые выходцы из КБ №1 потом занимали высокие руководящие должности. М.А. Потюкаев возглавлял объединение «Укрнефть», А.В. Резчиков был начальником объединения «Коми-нефть», А.М. Слепян — начальником объединения «Тюменнефтегаз», а затем объединения «Укрвостокнефть» и НГДУ «Полтаванефтегаз», А.Н Филимонов и Л.Н. Вязовцев возглавляли объединения в Западной Сибири, К.Н. Евстигнеев работал начальником Главного управления Мингеологии РСФСР и т.д.