"Забрать бы книги все да сжечь" - такая мысль то и дело приходила мне в голову при прочтении этих двух очень разных книг. Объединяет их то, что обе написаны женщинами ("фу, что за сексисткое замечание, - может возмутиться здесь прогрессивный читатель, - какая разница, кто книгу написал, любая работа оценивается по результату, и совершенно не важно, кто ее сделал - мужчина или женщина"). Ну, не знаю, не знаю.
Роман Ольги Славниковой "Стрекоза, увеличенная до размеров собаки" мне достался от одной знакомой дамы. "Вот, Аня, ты же любишь читать - возьми и оставь у себя: не хочу эту книжку дома держать, очень уж она... странная". Про Славникову я знала, читала ее роман "2017"(премия "Русский Букер" 2006 года).
"Стрекоза..." - тихая история повседневных ужасов, все как в жизни, но с легким полубезумным сквознячком. Пишет Славникова удивительно хорошо, первоклассная литература. Почему про нее не известно широким народным массам - не понятно. Должна быть такой же звездой как Пелевин и Сорокин. Очень густо замешаны ее книги: похожи на тугое тесто, которое из последних сил пытается докрутить кухонный комбайн.
Читайте, девушки, Славникову, если хотите обжечься / посмотреть правде в глаза: "Да, да, мы всегда одиноки!" / удивиться / испугаться / нужное подчеркнуть. Предлагать мужчинам книги Славниковой - все равно что приглашать их прогуляться за компанию в женскую консультацию. Что им там делать? Зачем им туда?
Кэтрин Данн, "Любовь гика". Добрая подруга принесла мне "что-нибудь свежее и интересное", пока я сидела дома со сломанной рукой. Тяжелый гипс не давал согнуться-разогнуться, натирал во всех местах и всячески омрачал мою жизнь. И тут захватывающая книжка про цирковых уродов, кто без рук, кто без ног, очень в тему.
"Что за бред я читаю?" - возмутилась я и пошла посмотреть в интернете, знает ли кто-нибудь еще о существовании этой странной книги. Роман, оказывается не новый, 1989 года, на русском напечатан только в 2017. Выяснилось удивительное: книжка культовая и уже давно. Тысячи фанатов, мечтающих об экранизации. Звезды шоу-бизнеса в особенном восторге. Что и понятно, им тема цирка уродов должна быть особенно близка. Тим Бертон, например, всегда говорит, что корни его эстетики следует искать именно в романе Данн.
Лишь дочитав до середины я догадалась, что книга не столько про странных мутантов, сколько об ужасах семейных отношений. Обычно я быстрей догадываюсь, что именно хотел сказать автор своим произведением. Вторую половину читала, надеясь, что все они поубивают наконец-то друг друга. Спойлер: поубивают, но не всех. Можно было бы сочинить продолжение, но писательница уже умерла, продолжения не будет.
Любителям Тима Бертона, думаю, надо прочесть. Или хотя бы попытаться.