Найти тему
mediametrics

Какое «завтра» ждёт нас?

Оглавление

Культура

Вадим Панов, писатель-фантаст

Реальное будущее

Известна история, когда англичан попросили предсказать будущее в конце 19-го века. И они предсказали, что Лондон утонет в потоках конского навоза. Все спрашивают: ты писатель-фантаст, ты пытаешься представить, что будет завтра. Жюль Верн молодец, он предсказал подводную лодку. Да, он предсказал, но будущее – это какие-то гаджеты, техника, устройства. Интернет повзрослел, и как мне сейчас кажется, что иногда впадает уже в маразм за какие-то 10-20 лет. Он прошел становление от «а что это такое» до «телекоммуникационной сети», которая охватывает практически весь шар очень быстро.

Будущее – это люди. Я писал не только о Тайном городе, я писал историю будущего, правда, отстающего от нас лет на 30-40. Цикл «Анклавы» – это будущее, приблизительно конец этого столетия. Когда мы говорим о будущем, абсолютно неважно, будет это смартфон, умные очки или чип в голове. Первое, с чего нужно начинать – кто будет жить. Если мы определимся, кто через 100 лет будет управлять планетой, я сейчас не о всемирном правительстве, я в целом о том, кто будет населять планету, потому что наш мир – это не набор гаджетов. Наш мир – это люди, которые его населяют.

Наше будущее потеряло вариативность. Как ни смешно это звучит, но сейчас у нас есть только одна возможная форма будущего для анализа. Мы придем в любом случае в одну точку, потому что сейчас у нас есть одна господствующая религия, есть одна идея, которая лежит в основе нашей цивилизации, структура нашего общества. И мы, исходя из этой идеи, можем прийти только в одну точку будущего постепенным развитием. Или очень удобными революционными всплесками. Вопрос в том, что мы хотим от будущего.

-2

Телекоммуникационная корпорация

«Телекоммуникационная корпорация, монополизировавшая обмен информацией внутри Тайного Города. Тиградком находится под жесточайшим контролем со стороны Великих Домов. Ключевые должности, инженерные посты занимают люди, представители самой технократической расы на Земле».

Информацией может владеть человек. Вы представьте себе картину. Человек сидит посреди пустыни. У него нет телефона, у него нет даже смартфона, у него нет вообще ничего, бензин ему не нужен, потому что у него нет джипа, чтобы доехать до ближайшей станции. У него нет воды. Он сидит в пустыне, он знает, где находится Янтарная комната. Он там умрет с этим знанием. Поэтому информация ценна только тогда, когда ее можно донести до кого-то.

Будущее литературы

Закон Старджона говорит о том, что 90 % всего – абсолютная ерунда. Что касается книг, литературы, то здесь вопрос простой: что ищут люди и что автор хочет им дать. Кто-то может встать на поток и давать поток. Кто-то будет рассказывать неспешно медленные истории, которые запоминаются. Если человека с детства не приучить к хорошей еде, то он вряд ли ее оценит в будущем. Но перевоспитать можно.

Сейчас происходит очень тонкий момент. Людей тот же самый интернет приучает к коротким, быстро меняющимся, постоянно обновляющимся информационным потокам. Никого не интересует, что было вчера. Иногда бывает до смешного, люди не помнят, на чем они хайповали месяц назад, потому что каждый день, каждое утро им приносят новый хайп, новый скандал, новый заголовок, который бросаются обсуждать не все, но подавляющее большинство.

Большая книга, настоящая книга – это медленный продукт, его перечитывают. Не всегда с первого раза хорошую книгу прочитаешь. Сейчас от этого отучают.

Всегда будут и романы, и книги, которые будут стоять на полке и которые люди будут перечитывать. Это нормально, это жизнь.

Появится автор, который найдет свою историю, его история будет интересна людям, у него будет очень большой всплеск. Люди пока еще читают бумажные книги.

-3

Космос будет

Космос будет, нам без космоса просто некуда деваться, это наши единственные ворота в большой мир. Чтобы просто разгонять, развивать дальше цивилизацию, мы обязаны пойти в космос.

Для того, чтобы летать в космос, дети за партой должны учиться нормальным техническим наукам, а не тому, что происходит сейчас с нашим образованием. Должен быть нормальный уровень образования, потому что космос, и уж тем более звезды, и тем более ближайшие планеты начинаются за партой, нигде больше.

Будет сборочный комплекс на орбите, потому что без него никуда не деться. Мы не сможем сделать сразу корабль, который нормально полетит. Будет сборочная станция на орбите, строить ее будут лидеры, которые на тот момент появятся. Как вариант, Китай, США.

Представляете, внуки полетят на Венеру, на Марс, а там глядишь, и дальше получится. Отменят теорию относительности, все-таки рано или поздно ученые перестанут бодаться за Нобелевскую премию и начнут заниматься наукой.

-4

Задачи медицины

Я не жду бессмертия, но лет 150, из которых лет 90-110 будут активными, потому что до 120 можно и сейчас дотянуть, но смысл, если ты уже в 75 развалина. Задача не в том, чтобы дотянуть, задача в том, чтобы нормально дожить до этих лет.

7 млрд сейчас, которые умирают в среднем в 60 лет. А представляете, что будет, если жить будем до 150, да еще и с циклом 120 активных лет? Во что превратится планета?

Давайте быть реалистами. Я фантаст, я верю в то, что это будет. Но я знаю, что это будет не для всех. То есть нас ждет то, что в фантастике показывают: сословные общества.

Когда я сказал, что будущее потеряло поливариантность, речь идет о том, что мы, скорее всего, скатимся к Уэллсу - элои и морлоки. Если посмотреть любой анализ развития существующего строя, то к этому как раз он и стремится. То есть появятся живущие до 150 лет, и появится каста обслуживающего персонала.

Герман Клименко, автор программы «Цифровая Россия» на Радио Медиаметрикс

Полный текст интервью на mediametrics.ru

-5