Найти тему
Римма Поляк

Мой ребенок – дислектик?

Оглавление

Каждому родителю хочется гордиться успехами своего ребенка. Но порой смышленый, талантливый малыш идет в первый класс и вдруг превращается в бестолкового неумеху. Все его одноклассники давно читают и пишут, а ему эти умения оказываются недоступны. Или нормально учившийся в начальной школе ребенок к 4-5 классу вдруг начинает катастрофически отставать в учебе и не справляется с увеличившейся нагрузкой, в то время как его сверстники легко преодолевают этот барьер.

Причины плохой успеваемости в школе могут быть разными – объективными и субъективными, связанными с состоянием здоровья ребенка или с психологическим климатом в семье или в школе. В любом случае, ребенок нуждается в защите и понимании со стороны родителей, а не в упреках и наказаниях. В первую очередь нужно проверить здоровье ребенка, и если никаких значимых отклонений от нормы врачи не обнаружат, стоит задуматься о более специфических проблемах, в частности, о возможном наличии у ребенка дислексии.

Что такое дислексия

Дислекси́я – это устойчивое нарушение восприятия, мешающее человеку обучиться чтению и письму, при этом отмечается сохранность интеллекта и общая способность к обучению. Дословный перевод термина означает «нарушение речи» (от греческой приставки dys – нарушение и lexia – речь). Наблюдается такое нарушение примерно у 10% населения Земли (по некоторым данным – больше). Впервые оно было описано в 1887 году немецким врачом Рудольфом Берлином; в своей работе он рассказал о пациенте - мальчике, делающем систематические ошибки при чтении, при этом обладающем развитым интеллектом.

Тем не менее, представление о проблемах с чтением как индикаторе слабоумия очень живуче. Но современные исследования с использованием магниторезонансного сканирования мозга окончательно опровергают его. Один из таких экспериментов провели в 2011 году ученые из Массачусетского технологического института. В нем участвовали более 130 детей, от 7 до 17 лет. Результат эксперимента: проблемы с чтением у детей не зависят от их уровня IQ.

Еще в начале прошлого века исследователи этого феномена заметили, что дислексия «передается по наследству», то есть является генетически обусловленной. Последующие молекулярно-генетические исследования выявили гены, ответственные за возникновение дислексии.

Так что дислексия – это не болезнь, а особенность, приносящая ее обладателю большие неудобства, так как весь мир и особенно система школьного образования заточены под 90% недислектиков.

Чем обусловлена эта особенность, объясняет теория межполушарной асимметрии мозга.

Функциональная асимметрия мозга

Межполушарная асимметрия мозга проявляется в том, что кора левого и правого полушария отличаются друг от друга и структурой, и функциями. Это различие не является врожденным, а формируется в первые 10-15 лет жизни человека, хотя некоторые предпосылки могут передаваться генетически.

Функциональная асимметрия мозга (ФАМ) приводит к двум разным типам мышления, которые очень упрощенно сводятся к выделению логического мышления (левое полушарие) и творческого (правое). Но на самом деле оба полушария участвуют и в логическом, и творческом мышлении, но процессы протекают в них по-разному.

Функциональная асимметрия мозга дает человеку запас прочности: при поражении одного полушария работа мозга может быть скомпенсирована за счет другого.

В раннем детстве оба полушария одинаково участвуют в осуществлении речевых функций. Развитие речи начинается с овладения правополушарными способами обработки информации (используются квази-слова, звукоизобразительные элементы, которые являются эмоциональным выражением ситуации, а не переносчиком информации – «ляпа», «куть», «бысь», «бу», «кака», «вава» и т.п.). Левополушарное овладение способами информации начинается с процесса фонематического восприятия – способности определять фонему (минимальную звуковую смыслоразличительную единицу языка), звуковой состав слова. Примерно к 3 годам у ребенка развивается фонематический слух, то есть способность выделять, различать и воспроизводить звуки речи; впоследствии ему становятся доступны категории числа, падежа и степени сравнения речи.

Функциональные различия левого и правого полушария

-3

Таким образом, с точки зрения теории межполушарной асимметрии мозга, дислектики – это люди, у которых доминирует правое полушарие коры головного мозга.

Дислексия – не болезнь, а особенность восприятия

Между тем, говорить о норме и патологии в случае с дислексией все же неправильно. Дислектики – это люди, имеющие врожденные, часто передаваемые по наследству, особенности восприятия окружающего мира, которые создают для них определенные трудности (в частности, при обучении по стандартным методикам чтению и письму), но и дают им свои преимущества, прежде всего, в творческой деятельности. У дислектиков сильно развито образное мышление, которое может выражаться успехами в самых разных областях: живописи, скульптуре, музыке, актерском мастерстве, ораторском искусстве, конструировании, проектировании и других.

До недавнего времени считалось, что диагностировать дислексию можно только, когда ребенок пойдет в школу и начнет испытывать трудности при чтении. Но современные исследования показывают, что признаки дислексии можно наблюдать еще в дошкольном возрасте. В своей книге «Развивающаяся дислексия» доктор Салли Шэйуитс перечисляет индикаторы, по которым можно заранее предположить, что ребенок столкнется со сложностями при обучении чтению и письму:

- задержка речи;

- трудности в заучивании детских стишков;

- трудности в запоминании названий букв;

- трудности в распознавании букв в собственном имени;

- трудности в распознавании рифм.

Метод Дейвиса

В США, где изучению феномена дислексии уделяют большое внимание, популярна авторская методика коррекции Рональда Дейвиса.

Рональд Дейвис, сам страдавший от дислексии и искавший пути ее преодоления, обозначил ее как особый вид мышления. Обычный человек мыслит словами (вербально), дислектик мыслит образами (визуально). При виде каких-либо символов человек с визуальным мышлением не только не понимает происходящего, оно его раздражает и вгоняет в ступор, вызывают ощущение дезориентации. Суть методики коррекции Дейвиса - перевод буквенных символов в образы для облегчения понимания, а также развитие навыка борьбы с состоянием дезориентации.

В 1980 году тридцативосьмилетний инженер и скульптор Рональд Делл Дэйвис сумел преодолеть собственную дислексию: он нашел способ быстро устранять искажения своего восприятия (дезориентацию), что дало ему возможность читать, наслаждаясь книгой, а не «бороться» с ней. Вскоре Р. Дейвис понял, что одного только исправления восприятия (устранения дезориентации) недостаточно. Нужно также устранить причины, которые вызывают дезориентацию.

После независимого клинического исследования Рональд Дэйвис усовершенствовал свою программу коррекции дислексии для взрослых и детей. В 1982 году он вместе с доктором философии Фатимой Али открыл Центр по исследованию проблем чтения при Центре Коррекции Дислексии в Калифорнии. В 1994 году была издана первая книга Рональда Дейвиса «Дар дислексии» (Ronald D. Davis «The Gift of Dyslexia»). После огромного успеха этой книги в 1995 году была основана Международная Ассоциация Дейвиса (www.dyslexia.com) для обучения профессионалов, которые бы представляли его программу коррекции по всему миру.

Сегодня метод Дейвиса для дислектиков широко применяется повсеместно. Его главная цель - дать человеку инструменты для самостоятельного контроля своего состояния. Это помогает бороться с искажением во время чтения и письма, быстро и заметно повышая успехи в обучении.

Из галереи работ учеников Анны Заяц (http://dyslexia-kids.ru/)
Из галереи работ учеников Анны Заяц (http://dyslexia-kids.ru/)

Поскольку одной из проблем дислектика является быстрая утомляемость, тошнота и головные боли при концентрации внимания, очень важен момент расслабления («разрядка» по Дейвису). Чередование разрядки и настройки дает хороший эффект при обучении чтению дислектика.

Коррекция по системе Дейвиса проходит в четыре этапа.

1 этап: оптимальная настройка – погружение в зону комфорта.

2 этап: координация. Работа над координацией движений позволяет устранить путаницу в понятиях право-лево, вверху-внизу. Проводится в форме терапии со специальными пушистыми резиновыми мячиками «куш», которые издают особый звук, приземляясь на руку. Во время работы над освоением символов полезно кидать оба мяча в ладони ребенка, постепенно смещая бросок то вправо, то влево.

3 этап: освоение символов через лепку. Из мягкого пластилина лепятся сначала буквы, затем слоги, слова, фразы. У ребенка с дислексией особое восприятие мира, для него пространство только трехмерно, поэтому символы ему легче понять и запомнить, если они объемны, а особенно, если он сделал их сам.

4 этап: пошаговое освоение чтения. Предполагает последовательное узнавание символов от буквы до предложения и закрепление прочитанного. Первый шаг включает в себя овладение навыком переводить взгляд слева-направо и узнавать группы букв в пределах слова. Второй шаг – закрепление навыка перемещения взгляда слева-направо и узнавание целых слов. Третий шаг – научиться «схватывать» мысль в пределах предложения и понимать прочитанный текст.

Тест на дислексию Рональда Дейвиса*

[Этот тест разработан Рональдом Дейвисом для определения дислексии у детей и взрослых. Он наиболее полный и исчерпывающий из всех аналогичных опросников. Если вы заподозрили у своего ребёнка, близкого человека или себя самого дислексию или сопутствующие ей состояния, пройдите этот тест и определите, есть ли они на самом деле.]

«У большинства дислектиков проявляются примерно 10 характерных поведенческих признаков. Эти признаки могут меняться ежедневно или ежеминутно. Наиболее последовательным качеством дислектиков является их непоследовательность.

Общие признаки:

Производит впечатление очень умного и сообразительного, хорошо выражает свои мысли, но при этом не способен читать и писать на уровне своего класса.

Его считают ленивым, невнимательным, глупым, отстающим в развитии, непослушным или не уделяющим достаточно времени учёбе.

Не отстаёт в учёбе настолько, чтобы ему в школе была оказана помощь.

Имеет высокий коэффициент умственного развития, но не всегда показывает хорошие академические результаты, устные тесты проходят гораздо лучше, чем письменные.

Считает себя глупым, имеет низкую самооценку, скрывает свои слабые стороны с помощью оригинальных компенсирующих стратегий. Легко расстраивается и переживает по поводу чтения вслух и тестов в школе.

Талантлив в сфере искусств, музыке, спорте, механике, коммерции, бизнесе, дизайне, строительстве и инженерном деле, хороший рассказчик и актёр.

Часто погружается в мечты, грезит наяву, легко теряется и забывает о времени.

С трудом удерживает внимание, отличается мечтательностью или гиперактивностью.

Лучше всего усваивает материал через практический опыт, эксперименты, наблюдение и наглядные пособия.

Зрение, чтение и правописание:

При чтении жалуется на головокружение, тошноту или головную боль.

Приходит в замешательство при виде букв, цифр, слов, последовательностей, а также при необходимости что-либо объяснять вслух.

На письме и при чтении заметны повторы, добавления, перестановки, пропуски и замены букв, цифр и/или слов.

Чувствует или видит несуществующие передвижения во время чтения, письма или переписывания.

Кажется, что испытывает трудности со зрением, хотя проверка показывает, что зрение в норме.

Обладает на редкость острым зрением и наблюдательностью или испытывает недостаток ощущения глубины и отсутствие периферического зрения.

Читает и перечитывает, практически не улавливая смысла.

Пишет «как слышит», правописание непоследовательное.

Слух и речь:

Отличается хорошим слухом. Способен слышать то, что не было сказано или неуловимо для других. Легко отвлекается на различные звуки.

Испытывает трудности при выражении своих мыслей, говорит с запинками, не заканчивает предложения, при волнении заикается, неправильно произносит длинные слова, меняет местами словосочетания, слова и слоги.

Письмо и моторные навыки:

Сложности с написанием и переписыванием текстов, необычно держит карандаш, почерк изменчивый или неразборчивый.

Неуклюжий, отличается плохой координацией движений, не удаются игры с мячом и командные виды спорта, испытывает трудности с мелкой и/или крупной моторикой, подвержен морской болезни и укачиванию при езде.

Математика и управление временем:

Испытывает затруднения при определении и расчёте времени, опаздывает, с трудом усваивает упорядоченную информацию и задания, связанные с последовательностью.

При вычислениях полагается на счёт с помощью пальцев и другие приёмы. Знает ответы, но не может делать вычисления на бумаге.

Умеет считать, но испытывает трудности при счёте предметов и операциях с деньгами.

Даётся арифметика, но не получаются алгебра и высшая математика. Испытывает трудности с пониманием задач.

Память и познавательная способность:

Отличная долговременная память на впечатления, места и лица.

Плохая память на последовательность событий или вещей, факты и информацию, которая не была получена на практике.

Думает, в основном, с помощью образов и ощущений, а не звуков и слов (практически отсутствует внутренний диалог).

Поведение, здоровье, развитие и индивидуальность:

Отличается крайней неорганизованностью или навязчивой методичностью.

В классе может быть шутом, задирой или молчуном.

Через этапы развития (такие как ползание, говорение, ходьба, завязывание шнурков) проходил очень быстро либо чрезвычайно медленно.

Подвержен ушным воспалениям, разборчив в еде, восприимчив к пищевым добавкам и химической продукции.

Спит очень крепко или очень чутко, мочится в кровать до позднего возраста.

Имеет необычно высокий или наоборот низкий болевой порог.

Обладает острым чувством справедливости и эмоциональной восприимчивостью, стремится к совершенству.

Число ошибок и симптомов резко возрастает в периоды замешательства и эмоционального стресса, а также при спешке или ослабленном здоровье».

Как работают с дислексией в России

-5

В России в последние годы тоже появились центры, работающие по методике Дейвиса, находятся они преимущественно в Москве и Петербурге. Но чаще в работе с дислексией применяются методы классической логопедической школы. В отличие от метода Дейвиса, который видит проблему в целом и представляет собой комплексную программу, помогающую в короткие сроки справиться с трудностями восприятия, дезориентацией и проблемами при чтении и письме, в российской логопедической школе разделяют проблемы с чтением (дислексия) и проблемы с письмом (дисграфия), кроме того саму дислексию классифицируют по видам. Всего насчитывают пять видов дислексии: фонематическая, оптическая, мнестическая, аграмматическая, семантическая. Для каждого вида дислексии применяются свои коррекционные методы.

Если у вашего ребенка выявили дислексию, чтобы снизить травматизацию, необходимо ввести в его учебный процесс некоторые важные изменения. Прежде всего, нужно поставить в известность педагогов и администрацию школы, чтобы его освободили от сдачи всевозможных тестов на чтение. Возможно, если проблемы в школе слишком травмируют ребенка, его стоит временно перевести на домашнее обучение. А также незамедлительно начать коррекционную работу с логопедом, психологом, педагогом-дефектологом.

Если научить ребенка-дислектика более эффективным для него стратегиям обучения, использующим присущее ему образное мышление, то его проблемы с учебой со временем исчезнут, и он сможет учиться наравне со всеми детьми.

***********************************

* Переведено на русский с Test for Dyslexia – 37 Common Traits © 1992 by Ronald D. Davis; https://www.dyslexia.com/about-dyslexia/signs-of-dyslexia/test-for-dyslexia-37-signs/.

Литература

1. Рональд Д. Дейвис «Дар дислексии». – Кэл Пресс, 1997.

2. Марта Бернс «5 МИФОВ О ДИСЛЕКСИИ». - Перевод: Neuro Innovations, LLC, 2017.

3. «Межполушарная асимметрия головного мозга человека». - «Мозгиус - журнал о головном мозге»; https://mozgius.ru/.

4. Савельева Ю. Л. «Преодоление дислексии: учимся читать правильно». - Сибирский Медицинский Портал; https://sibmedport.ru/.

Римма Поляк