Терриконы это насыпные холмы, состоящие из пустой породы вынутой глубоко из под земли при строительстве шахт. В Донбассе они, как правило, бывают высотой метров двести и выше. Эти промышленные курганы - неотъемлемая черта Донбасса, также как, например, кипарисы - Южного берега Крыма. Если вы увидели террикон это значит, что вы в Донбассе, с этого момента терриконы будут сопровождать вас повсюду, то сходясь, то расступаясь, в большем или меньшем количестве, но обязательно, хотя бы один из них будет маячить, где-нибудь на горизонте. Просто потому, что вся земля здесь перерыта угольными шахтами.
Терриконы бывают трёх цветов: вороные, кирпичные и зелёные. Действующие терриконы - вороные, если некоторое время понаблюдать за таким терриконом с правильной стороны, то можно увидеть, как на его вершину бежит по рельсам вагонетка. Это глубоко из под земли на простор, обдуваемый всеми степными ветрами, едет очередная порция пустой породы. Доехав до верха, вагонетка опрокидывает свой кузовок и резво катится вниз за новой порцией груза. Так мало по малу и прирастает рабочий террикон.
Разумеется, что в столице Донбасса Донецке полно терриконов, он так и возник, как самое крупное скопление шахт, однажды росчерком пера объявленное городом.
Все в Донецке знают, что подниматься на рабочий террикон нельзя. Тут и валуном из вагонетки может огреть. Это, конечно, не в полном смысле слова валуны, а просто большие куски нераздробленной породы, которые обычно лежат вокруг подножия террикона, но к подножию они скатываются с самого верха.
Но гораздо страшнее валунов тлеющие серные ямы под поверхностью террикона. В пустой породе полно серы, в толще террикона она самовозгорается и медленно, по мере доступа воздуха, горит там. На поверхности свежего террикона серы тоже полно, можно подойти и с краешку набрать сколько надо, собственно говоря ради сбора этой жёлтой кристаллической серы я и ходил в свое время терриконам.
Из-за скрытого в них огня рабочие терриконы никогда не покрываются снегом, так всю зиму и стоят серыми. На них, ради тепла, всегда ночуют вороны, поэтому зимний суточный цикл перелетов ворон в Донецке монотонен и прост. Утром все они с карканьем летят с террикона на ближайшую свалку, а вечером, с таким же карканьем, тянутся по воздуху ночевать на свой террикон.
Старые, выведенные из эксплуатации терриконы с годами выгорают полностью, приобретая ровный кирпичный цвет. Такой террикон уже вполне пригоден для экскурсий на высоту птичьего полета. Обычно с них еще срезают бульдозерами коническую вершину и наверху получается просторное плато в марсианской палитре, по которому можно в задумчивости прогуляться, обозревая окрестности. Некоторые старые терриконы озеленяют - насыпают на склоны землю и сажают деревья, в результате получаются очень симпатичные зеленые холмы. Надеюсь, что когда-нибудь этих стражей Донбасса озеленят полностью и всех — и настанет в Донбассе мирная, веселая и совершенно сельскохозяйственная жизнь.