В этом году буду и на Дзене публиковать свою маленькую рубрику "Без Фигни", в которой я комментирую просмотренные за прошедший месяц фильмы, а иногда и прочитанные книги.
1. «Духи воздуха и облачные гоблины» - Алекс Пройас, 1989 год. Алекс Пройас снял фильм «Ворон» и это уже круто, за это даже можно простить ему ту посредственную голливудскую жвачку, которую он снимает теперь. «Духи воздуха и облачные гремлины» его дебютный полнометражный фильм, снятый в Австралии по собственному сценарию. Первый опыт и полноценное творческое высказывание. Нельзя сказать, что фильм получился выдающимся. Местами визуальная вычурность полностью вытесняет в нем все остальное и незадачливый зритель невольно задается вопросом «а что, собственно за хрень (я надеюсь никто не сочтет это слово матерщиной) тут происходит?». Тут все такое сюрреалистическое и яростно символизирующее, что дальше уже почти не куда. Наступил Конец Света. Из Пустыни выходит Опасный Незнакомец. Он знакомится с обитающими в этой ж... в гордом уединении покалеченным инженером-самоучкой и его повернутой на религии сестрой. Инженер мечтает построить летательный аппарат (дендро-фекальным способом, очевидно) и ему удается заразить Незнакомца Мечтой о полете, и они вместе начинают строить планер. Время поджимает и если планер не взлетит Плохие Парни, гонящиеся за Незнакомцем, догонят его и убьют. Такой вот сюжет. Не без штампов и клише, но они, как известно, проверенны на фокус-группах и работают. Тем не менее, эта романтическая история о постапокалиптическом Икаре, для которого либо полет, либо смерть, получилась очень трогательной и, не смотря ни на что, вдохновляющей. А некоторые кадры просто очень красивые.
8 из 10
2. «Гринч» - Ярроу Чейни, Скотт Моужер, 2018 год. Наверное, люди, которые выросли на сказках доктора Сьюза, воспринимают мультфильм про Гринча по-другому, через призму приятной ностальгии, но нас тут растили на других сказках. Мультик совсем не плохой, в нем нет чего-то такого, во что можно было бы ткнуть пальцем и сказать «Фу!». Но отсутствие плохого еще не делает его хорошим. Скорее… стерильным. Нет в нем ничего оригинального и запоминающегося, западающего в душу как в том же «Кошмаре перед Рождеством» или «Лабиринте». Просто хорошо сделанный мультфильм. Местами довольно остроумный, Гринч из Камбербэтча получился лучше, чем Шерлок Холмс.
6 из 10
3. «Тихая Земля» - Джеф Мерфи, 1985 год. Снова австралийский фильм. Я не устаю удивляться тому, насколько интересное и самобытное кино снимают в Австралии. Ну, или, по крайней мере, снимали. «Тихая Земля» это крепкая научная фантастика. Тут есть и оригинальное фантастическое допущение, и качественное прописывание персонажей, их переживаний и мотиваций, и даже осциллограф. Не бывает хорошего фантастического фильма без осциллографа! Но особенно подкупает в фильме именно психология. Три человека, оказавшиеся одни посреди пустого мира. Вынужденные спутники, совсем разные, в иных обстоятельствах они бы и не встретились никогда, но они становятся друзьями, союзниками, сторонами любовного треугольника. И что по меркам современного кино совершенно немыслимо, никто не бьется в истерике (нет, вру, одна истерика все же имеет место быть, но она уместна и даже страшна в своей реалистичности), хотя персонажи и переживают сильнейший стресс, между ними случаются конфликты, показано это очень грамотно и достоверно, за перипетиями жизни двоих мужчин и женщины, оставшихся на пустой и, возможно, погибающей планете по-настоящему интересно наблюдать.
9 из 10
4. «Изобретение Мореля» - Эмидио Греко, 1974 год. Фильм, предвосхитивший жанр киберпанка! Но, если вы не любитель киберпанка и не фанат фантастики вообще, вам, скорее всего, перед экраном будет скучно. Действие местами затянуто, сюжет, хоть и интересен, изложен как-то суховато и не слишком трогает. Зато архитектура и дизайн интерьеров мне понравились.
7 из 10
5. «Черри 2000» - Стив Де Джарнатт, 1987 год. В таких вот «глупых» фильмах частенько попадаются просто-таки гениальные предсказания будущего. Оформление письменным договором каждого полового акта с участием профессиональных юристов (они не в акте участвуют, а в составлении договора). Какого? В некоторых особенно «цивилизованных» странах отчуждение людей уже почти достигло этой точки кипения, когда от купли-продажи не скрыться уже и в самых сокровенных уголках человеческого бытия. Фильм «Черри 2000» - смешной и нелепый фантастический боевичок о преодолении отчуждения. В начале фильма главный герой живет с роботом как с женой и искренне считает, что банка с гайками не просто может заменить, но и по всем пунктам превосходит живую женщину. Однако женоробот ломается (сцена эта и смешная, и нелепая, и даже немного грустная, все-таки сексуальные игры в мыльной пене это не для роботов). Герой отправляется за новой ходовой частью для своей кибернетической возлюбленной в какую-то вонючую пустыню с дикарями (традиционный сеттинг для фантастических фильмов 80-х, привет «Безумный Макс»). Путешествуя в шикарной американской тачке с очаровательной и бесстрашной девушкой-сталкером, герой, в конце концов, понимает, что живому человеку нужен живой человек. Любовь-морковь и полный хэппи-энд. Забавно, что такие вот наивные и простенькие фильмы как «Черри 2000» при ближайшем рассмотрении оказываются куда более осмысленными и интересными, чем большинство современных эпических пиу-пиу блокбастеров, у которых и сюжет-то пересказать невозможно ввиду его полного отсутствия.
8 из 10
6. «Затоiчи» - Такеши Китано, 2003 год. Такеши Китано из тех режиссеров, у которых мне нравится не все. Что-то «10 из 10, долбанный шедевр на все времена!», а что-то «ну… не зашло». Вот история о Затоичи от Китано относится к первой группе. В этом фильме есть все: классные, хорошо прописанные персонажи, круто снятые драки с кровищей, отличная музыка и фирменный абсурдистский юмор Китано. Хотя, это, конечно, тоже кино про якудз. В качестве интересного приема построения сюжета можно отметить следующее: Затоичи, хоть и является номинально главным героем (кино ведь носит его имя), но на протяжении всего фильма мы ничего о нем не узнаем, и с ним ничего не произойдет. Даже побеждая «финального босса» Затоичи не вспотеет. Все основные события происходят не с ним, а с окружающими его, номинально второстепенными, персонажами. Ронин и его больная жена, две гейши (одна из них парень), азартный игрок-бездельник и его трудолюбивая тетушка – вот о ком фильм действительно расскажет интересные истории. Некоторые фильмы Китано, как мне кажется, страдают затянутостью, но не «Затоiчи», тут всего ровно столько, сколько надо.
9 из 10
7. «Сука-Любовь» - Алехандро Гонсалес Иньярриту, 2000 год. «Сука-любовь» - первый полнометражный фильм Инъярриту. Вообще, первые фильмы великих (ну, или просто успешных) режиссеров всегда очень интересно смотреть – автор свеж, смел, не скован собственным статусом и ожиданиями. Это «Выжившего» все ждали, а «Сука-любовь» просто взяла и возникла, но именно она и предопределила будущее своего автора. Фильм Иньярриту снимал в Мексике и о Мексике. Кроме человеческой драмы у него получился еще и портрет знакомого ему общества, люмпенизированного, беспомощного, загнанного в нищету и жесточайшую конкуренцию. Персонажи Иньярриту настоящие моральные уроды, но они и не могут быть иными, ведь их родная Мексика давно уже существует лишь в качестве полуколонии своего северного соседа, который держит руку у нее на шее, и позвонки не ломает, и дышать не дает. Нездоровая экономика и общество делает нездоровым.
8 из 10
Фильмом месяца, по итогам длительных консультаций с самой собой, становится "Тихая Земля", потому что такую интересную научную фантастику встречаешь не каждый день.