Найти тему
сЧётчик

Рецензия: Уильям Стайрон, "И поджёг этот дом"

Уильям Стайрон, "И поджёг этот дом". Издательство АСТ, 2009 год.
Великой литературе американского Юга не слишком повезло у нас. Мы читаем наивного Лондона и скучного Драйзера, специфических битников и совсем уж пустого Буковски; но не читаем даже великого нобелиата Фолкнера. Что уж говорить о Капоте, Фланнери О'Коннор, Уайлдере, Хеллере? Или вот о Стайроне? А это - важная фигура в литературе двадцатого века, да и писатель отличный.
Со Стайроном странно ещё потому, что он такой моральный экстремист, вполне в духе Достоевского. Он предлагает нам двойственность героев, предлагая им выбор между ужасным и чудовищным; это вполне по-нашему. Оттого все его ключевые книги сопровождались скандалами.
"Признания Наиа Тёрнера" счищают позолоту с героя американских чернокожих - он оказывается не только борцом за права людей, но и маниакально зацикленным на насилии человеком; одно вытекает из другого. "Выбор Софи"(есть фильм такой, старенький) ещё более провокационен - можно ли отправить на смерть своего ребенка? А если только так можно спасти второго? А попробовать если не оправдать, то понять своих мучителей?
"И поджёг этот дом" - вершина в творчестве Стайрона. Два повествователя, две смерти, трое респектабельных американцев в послевоенной Италии. Книгу можно читать как остросюжетный детектив, не скучно совсем; но без любимых Стайроном моральных дилемм и мук выбора не обойдётся и здесь. Отдельное удовольствие получаешь от мастерства автора - при смене рассказчика меняется не только язык, но и динамика повествования. Да и считывать смысл за смыслом, от самого очевидного до мерцающе-странных намёков - вполне себе тонкое интеллектуальное удовольствие.