Найти в Дзене
ПРОЕКЦИЯ

Как рассказать о войне как о бутылке шампуня?

Узнаваемые черты в работах французского художника Рафаэля Даллапорта (Raphaël Dallaporta) — «протокольный» снимок, когда экспрессия сосредоточена внутри объекта. Он минимизирует возможности ложных интерпретаций и строит прямые высказывания в Аристотелевском смысле, когда под политикой понималась организация жизни индивидуума в социуме.

Raphaël Dallaporta, из серии Domestic Slavery, 2011
Raphaël Dallaporta, из серии Domestic Slavery, 2011

Даллапорта часто идет на сотрудничество с учеными, специалистами, журналистами. В проекте Domestic Slavery «Домашнее рабство» он с журналисткой Ундиной Мило говорит о скрытом насилии. Серия снимков как в каталоге недвижимости показывает здания в Париже: центр, новостройки, пригороды — везде есть палачи и жертвы. Истории — в текстах, на фото — только стены, в которые вынуждено упираемся взгляд. Даллапорта прекрасно знает, что фотографии не под силу решать проблемы, роль автора назвать и перечислить. «Я не с жертвами, а с теми, кто заглаживает вину», — так автор поясняет свою полную безмолвия позицию.

Raphaël Dallaporta, из серии Antipersonnel, 2011
Raphaël Dallaporta, из серии Antipersonnel, 2011

Репутацию серьезного художника Рафаэлю Даллапорта принес проект Antipersonnel («Противопехотные мины») в 2010 году. Это зверское оружие, по оценкам ООН, ежегодно убивает и калечит 26 тысяч человек в 75 странах. В 1992 году было учреждено Международное движение за запрещение противопехотных мин, в 1997 году была принята Оттавская конвенция «О запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи мин и об их уничтожении».

111 стран ее подписали, но мины по прежнему производят. Рафаэль Даллапорта действует как составитель каталога. Дизайнерские предметы похожие на флаконы духов или на ювелирные изделия на глубоком черном оказываются на деле варварским оружием, извлеченным из под земли.

Raphaël Dallaporta, из серии Antipersonnel, 2011
Raphaël Dallaporta, из серии Antipersonnel, 2011

Каждое изображение сопровождается точной характеристикой, составленной настоящим сапером: место производства, страна изготовления, технические характеристики и руководство по применению. "Я никогда не видел мины в реальной жизни или на фотографии, пока не увидел снимки Даллапорта. Это было откровение. <...>

Сейчас мы знаем, что существуют сотни типов наземных мин и что разнообразие конструкции, внешнего вида, формы и дизайна невероятно. Даллапорта сфотографировал эти объекты так, как рекламный фотограф мог бы снять бутылку шампуня.

<...> Это очень умный трюк», — говорит об этом проекте авторитетный фотограф и критик Мартин Парр.

Смысл проекта гораздо шире чем борьба за запрещение мин. Художник обвиняет мироустройство в лицемерии. Четкие, c одинаковым светом, глянцевые фотографии будто вышли из мира гламура и безответственности, автор переместил их в зону социума, изменил семиотический код, снимки стали фактом политики. В 2011 году Даллапорта стал лауреатом премии Foam Paul Huf Award 2011 и большинство критиков отметило его серьезный и строгий подход к фотографии.

Raphaël Dallaporta, из серии Antipersonnel, 2011
Raphaël Dallaporta, из серии Antipersonnel, 2011

Даллапорта часто использует несколько уровней знаний: естественные науки и история, фотографическая традиция и современная философия, новейшие технологии и материалы — все вкупе работает на создание страстного высказывания.

Raphaël Dallaporta, из серии Antipersonnel, 2011
Raphaël Dallaporta, из серии Antipersonnel, 2011

За инженерным, научным и исследовательским подходом к фотографии скрывается трепетная и серьезная художественная природа Рафаэля Даллапорта.

Текст: Михаил Борисов

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.