Обсудим некоторые цитаты из главы «Чувства» новой книги Александра Шевцова по Внутренней силе и Риторике, опубликованную в группе "Риторика" вКонтакте:
"… Какие из этих чувств имеют значение для человека, изучающего риторику и учащегося легкой и действенной речи?
Очевидно, что те, которые нужны для действенности, то есть для передачи воздействия. Если воздействия будут точными, речь сама начнет стремиться к тому, чтобы быть легкой, поскольку многое в ней начнет ощущаться лишним и чрезмерным. Легкость речи определяется именно теми затратами силы и труда, что приходится делать, чтобы она сработала."
Точные воздействия, которые различаются по тому, какие чувства в них задействованы. В предыдущих статьях упоминались наши три внутренние силы: охоты, движущей – силы управляемого желания, силы ума. Обычно, когда стремимся к действенной речи, мы используем все три эти силы в разных сочетаниях. И, как я понимаю сейчас, это зависит от того человека, с которым ты общаешься, к которому «прикладываешь» свою речь. Если точно прикладывать силу, то не нужно говорить лишнее, нужно сказать то что сработает и так, с приложением тех сил, чтобы оно сработало.
"Поэтому для действенности речи необходимо овладеть способностью воздействовать на то, что вызовет у другого человека движение. Движение в веществе тела сами не рождаются. Нужен источник движения. Этим источником является душа. Следовательно, в первую очередь мы должны развивать в себе способность оказывать воздействия на основные силы души."
Вот это для меня очень интересно. Видеть и чувствовать душу другого человека. И видеть, где в человеке, в его внутреннем устройстве не проходит движение. На самом деле, в какой-то мере мы знакомы с тем как происходит воздействие на другого, чтобы в нем возникло движение. Например, каждый может вспомнить, что запели песню и тебе захотелось двигаться, притопывать или хлопать в ладоши. Человеку сказали что-то радостное – и он запрыгал от восторга. Руководитель задал верное управление и сотрудники начали действовать.
"А для этого их и надо научиться наблюдать в себе, а потом видеть в том, к кому обращаешься.
Наблюдать нужно, когда сам находишься в страдательном состоянии, то есть претерпеваешь воздействия извне. Тогда внутренние силы виднее всего."
Это задача. Конечно, часто бывает: тебе говорят и ты делаешь. И при этом важно не столько ЧТО говоится, сколько КАК говорится.
Например слово «здравствуйте» можно сказать так, что другие откликнутся с радостью, или возникнет настороженность или люди почувствуют, что человек «не в духе» и к нему лучше пока не подходить... Но не просто научиться видеть, с какой именно силой тебе говорят.
«говорящий должен очень хорошо видеть охоту в себе и в том, к кому обращается. А так же он должен понимать и уметь вызывать движения охоты в других.
Это значит, что в голос, в звучание надо добавлять то, что будит охоту.»
Мы осваивали это упражнение. Для того, чтобы зазвучать охотой, нужно вспомнить то, что ты например любишь есть. Понять, что прямо сейчас ты бы не против съесть ЭТО, и, когда говоришь, звучать именно этой охотой. Тогда у другого человека его охота начинает отзываться, даже если он не очень любит есть именно это – он будет очень хорошо понимать тебя, потому что тоже умеет «хотеть».
Мы все умеем хотеть, но могут быть помехи, которые перекрывают или сдавливают охоту в человеке. В таких случаях, чтобы раскрыть ток силы охоты, необходима психологическая работа.
"Вторым по действенности является патос, который зажигает. Греки считали, что это сила тюмоса, мы можем говорить о силе сердца или о внутреннем огне. Говорить зажигательно, значит, говорить так, чтобы человеку хотелось действовать. То, что может отозваться и загореться в душе другого, так же можно видеть и нужно уметь видеть…."
Вот о зажигательной речи, мне кажется, я что-то знаю, но еще многого не знаю. Думаю, что на ближайшей встрече с Александром Александровичем в Москве получится с этим поработать. Тогда мне будет о чем рассказать подробнее.