Давайте сегодня поговорим о том, куда же делись крупные игроки среднего формата, и как они справились с переходом на цифровой формат.
Пленка среднего формата была, пожалуй, более крупным сегментом профессионального рынка, чем сегодняшний «средний формат». Несмотря на относительно высокую стоимость по сравнению с 35-мм пленкой, соотношение стоимости между зеркальными камерами и средним форматом, до недавнего времени, было намного выше. Средний формат по умолчанию использовался в студийных условиях и в профессиональной пейзажной фотографии, и был системой, к которой стремились энтузиасты.
Bronica
Bronica был относительно молодым производителем камер по сравнению с другими, их первые камеры были выпущены только в 1958 году. Однако они создали завидную репутацию благодаря качеству сборки и прочности своих камер, и их можно было найти во многих студиях.
Bronica обладала возможностями, которые были реализованы другими производителями лишь годы спустя. Их камеры были очень разнообразны, и основаны на совершенно разных продуктовых линейках.
Bronica очень сложно переходила в цифровую эпоху. В 1998 году они были выкуплены компанией по производству объективов Tamron. Однако, несмотря на их очень модульные системы, корпуса камер не очень подходили для крепления недавно разработанных цифровых задних панелей.
К 2004 году цифровые задники и появление зеркальных камер сильно помешали бизнесу Bronica. Производство их последнего продукта среднего формата, RF645, было прекращено в 2005 году, а вместе с ним и название Bronica.
Камеры Bronica, до сих пор пользующиеся заслуженной отличной репутацией по причине удобства, надёжности, гибкости и высокого качества оптики, были «рабочими лошадками» для множества свадебных и портретных фотографов (в основном в США и Японии) на протяжении нескольких десятилетий, и до сих пор остаются таковыми для многих профессиональных фотографов и серьёзных фотолюбителей.
Mamiya
Во многом Mamiya имела схожую с Bronica историю. Они начали производство камер в 1949 году со складным дальномером 6×6. В начале 1960-х годов они работали с 35-миллиметровым рыком пленки, а с середины 60-х годов сосредоточились исключительно на среднем формате.
Как и Bronica, они производили широкий спектр камер среднего формата от 645 до Mamiya Press, портативной камеры 6×9, предназначенной для фотожурналистов. Они также были высоко оценены за качество сборки и оптическое превосходство.
В отличие от Bronica, Mamiya предприняли попытку завоевать рынок цифрового среднего формата. В 2004 году появились Mamiya ZD Digital Back со сменным цифровым задником. Матрица производства компании Dalsa — 22 миллиона пикселей.
В то же время они анонсировали цифровую заднюю панель для своих существующих пленочных камер. Однако конструкторские и технические проблемы привели к серьезным задержкам, и к тому времени, когда новый продукт был выпущен, он было далеко позади конкурентов.
Mamiya продолжала разрабатывать цифровые продукты, включая 645DF и серию DM, основанные на формате 645.
Несмотря на то, что Mamiya все еще существует, она в настоящее время принадлежит Phase One, которая использует их технологии в собственных цифровых продуктах.
Hasselblad
Самый известный производитель камер среднего формата Hasselblad имеют репутацию непревзойденного качества и по сей день. 500-я серия была, пожалуй, самой лучшей камерой среднего формата и была иконой 70-х — 90-х годов, причем многие известные фотографы имели в своём арсенале Hasselblad.
Возможно, одна из причин, по которой Hasselblad выживает по сей день, связана с инновациями, встроенными в H-систему. С середины 90-х годов сторонние компании, такие как Phase One, производили среднеформатные задние панели для различных камер среднего формата. Серия 500 оказалась очень популярной, ее чаще всего выбирали, чтобы сочетать с этими задниками.
Запущенный в 2002 году, H1 позволял легко интегрировать цифровую заднюю панель от сторонних производителей, в то время как H1D поставлялся в комплекте с их собственной фирменной 22-миллиметровой задней панелью. Серия Н производится по сей день.
Несмотря на некоторые взлеты и падения в цифровую эпоху, компания Hasselblad продолжает оставаться крупным игроком на рынке цифровых изображений.
В 2016 году они анонсировали беззеркальную камеру среднего формата X1D-50c и их частичное владение компанией drone DJI привело к тому, что их фирменная камера используется в новом Mavic 2 Pro.
Pentax
Pentax никогда не был «большим игроком» в камерах среднего формата, но у них были отличные камеры среднего формата: 645 и 6х7. 6х7 была необычной камерой в том, что это была огромная зеркальная камера, которую можно было относительно легко переноси. В отличие от некоторых других производителей среднего формата, Pentax выпускала разнообразные камеры, в основном 35-мм формата.
Поскольку Pentax не ограничивались нишевым рынком среднего формата, они лучше адаптировались к цифровой эпохе. С 2003 они произвели ряд зеркальных камер серии ist D, которые в конечном итоге были заменены серией K в 2006 году, и выпускаются по сей день.
В 2010 году Pentax выпустила среднеформатную цифровую камеру 645D. Вместо использования сменных задников 645D имел фиксированный 40-мегапиксельный датчик Kodak.
Fujifilm
Fujifilm не была одной из крупных компаний, специализирующихся на среднем формате, но она создала интересный ассортимент нишевых продуктов. В их число входила зеркальная фотокамера GX680, которая делала снимки размером 6x8 см на пленке 120. Она имеет сильфон между корпусом и объективом, что делает ее более похожей на камеру большого формата. Эта особенность сделала камеру популярной среди пейзажных и архитектурных фотографов. Достаточно необычный формат изображения 6×8 на 60 мм пленке тип 120 и тип 220, выделяет данную камеру среди других профессиональных камер среднего формата.
Как и Pentax, Fujifilm была разнообразной компанией, которая рано увидела спрос на цифровую фотографию. С начала 2000-х годов на рынке появились зеркальные фотокамеры, а в 2011 году они приступили к созданию камер X-серии.
Fujifilm вернулась на арену среднего формата в 2016 году с 50-мегапиксельной беззеркальной камерой GFX 50S, а в 2018 году анонсировала GFX 50R.
Подведем итог
Конечно, были и другие компании, занимающиеся производством камер среднего формата, которые обошли стороной. Самая большая проблема, с которой столкнулись некоторые из этих компаний, заключалась в том, что они не осознавали важность цифровых задников для продления срока службы своих пленочных камер в эпоху цифровых технологий.
Вместо этого, сторонние компании, такие как Leaf и Phase One, захватили рынок, оставив традиционные компании позади.
Компании с более разнообразной производственной базой, такие как Fujifilm и Pentax пережили переход, как и Hasselblad.
Сегодня рынок цифрового среднего формата управляется Hasselblad и Fujifilm, а также Phase One, которые не только производят среднеформатные задние панели и камеры, но и высоко ценят программное обеспечение для пост-продакшена.
Источник: www.lightstalking.com
Перевод: Ксения Соловьева
Если было интересно — обязательно поставьте палец вверх и подпишитесь на нас в Яндекс.Дзен!