Уважаемые подписчики! Сегодня хочу познакомить Вас с оценкой запасов газа в Африке. Итак.
В конце ХХ века - начале наступившего столетия на африканском континенте зафиксировано стабильное расширение ресурсной базы нефтегазовой промышленности, при этом доказанные запасы природного газа достигли максимального значения в 2009 г., нефти – в 2012 г. Во втором десятилетии укоренилась тенденция сокращения залежей разрабатываемых месторождений. В 2018 г. доказанные запасы газа оценивались в 13,8 трлн. куб. м, что составило 7,1% мировых запасов (сопоставимо с суммарным показателем стран Северной Америки и объединенной Европы). По нефти величина запасов находилась на уровне 16,7 млрд. т (7,5%, что больше, чем суммарный показатель стран АТР, без учета США, и объединенной Европы). Таким образом, в настоящее время страны Африки являются важным, но постепенно истощающимся источником жидкого и газообразного органического топлива, поступающего на международные рынки.
В конце 90-х - начале 2000 годов газовый сектор стран Африки получил новый импульс в своем развитии. Его вектор был направлен на США и Европу, при этом экономическая политика каждого государства континента в сфере добычи и транспортировки газа чаще всего отражала узконациональные интересы и не всегда согласовывалась на региональном и межрегиональном уровнях.
Ввиду расширения производства африканского газа, трубопроводной и СПГ-инфраструктуры, политики ЕС, направленной на диверсификацию импорта органического топлива, на энергетическом рынке Евросоюза страны Африки начали более активно конкурировать с Россией. В 2008 г. на газовом рынке Западной и Центральной Европы доля поставщиков из Северной Африки выросла до нескольких процентов, а в Южной Европе удельный вес африканского газа стал сопоставим с аналогичным показателем для российского топлива.
Страны Африканского континента, как поставщики газа на европейские рынки, совершили прорыв на рубеже веков. В 2000 г. темпы прироста экспорта газа из Алжира достигли 65,5% по сравнению с предыдущим годом (из России – на 21,7%). Следующий этап в расширении вывоза был связан с внедрением технологий сжижения газа.
В 2000 г., после реализации ряда проектов (по созданию СПГ-мощностей, строительству новых трубопроводов) в Алжире, Ливии и Египте, из Северной Африки в Европу было экспортировано 60,2 млрд. куб. м газа, из них 27,1 млрд. - в виде СПГ, а 33,1 млрд. - по трубопроводам. Первенство в поставках удерживал Алжир, откуда СПГ начал вывозиться еще в 1964 г.
В 1983 г. был введен в эксплуатацию первый трубопровод «Transmed», соединивший Алжир и Италию, а в 1996 г. - второй, по которому алжирский газ стал поступать в Испанию. В итоге суммарная мощность двух систем достигла 34 млрд. куб. м газа в год.
До глобального финансово – экономического кризиса 2008 г. Евросоюз активно продвигал планы по строительству нескольких новых газопроводов из Африки в Европу. В 2004 г. одним из первых реализован афро-европейских проект, когда западноливийский подводный трубопровод «Greenstream» (проект итальянской «ENI» и ливийской государственной компании «National Oil Corporation», протяженность – 540 км, сырьевая база - месторождения «Вафа» в 550 км от Триполи и шельфовое месторождение на лицензионной площадке «ENI») соединил Ливию и Сицилию, где был подключен к системе «Transmed» (контролируется «ENI»). В 2008 г. и 2009 г. по «Greenstream» было транспортировано 9,87 и 9,17 млрд. куб. м газа соответственно.
Трубопровод «Medgaz» - это второй проект, реализованный алжирской «Sonatrac» и испанской «Cepsa», и третий канал поступления алжирского газа в Испанию (кроме поставок в виде СПГ и по трубопроводу через Марокко и Гибралтарский пролив). С расширением числа компаний-участниц (к проекту присоединились «Endesa», «Gas de France» и другие) у консорциума появилась возможность контролировать всю производственную цепочку - от добычи газа в Алжире до его распределения и производства электроэнергии на ряде тепловых электростанций в Европе.
В итоге суммарная мощность трубопроводных систем из Алжира и Ливии в ЕС выросла почти вдвое - до 61 млрд. куб. м в год.
В Египте с резким ростом запасов и добычи газа возникла необходимость поиска вариантов вывоза данного энергоносителя. В конце 1999 г. правительство страны заявило, что выявленные запасы газа более чем достаточны для обеспечения внутреннего спроса и иностранным компаниям, которые добывают газ на египетских месторождениях, следует заняться поисками возможностей его экспорта.
Отметим, в начале 2000 г. Египет объявил мораторий на заключение новых торговых контрактов на поставки газа на внутренний рынок (монополист - государственная компания «Egyptian General Petroleum Corporation», «EGPC»). В 2014 г. в стране обострился энергетический кризис и Египет был вынужден приступить к импорту газа с использованием плавучего терминала.
Наряду с государствами Магриба рынок ЕС начали осваивать государства Тропической Африки. После ввода в эксплуатацию третьей производственной линии по сжижению газа в Нигерии, экспорт в Испанию вырос на 3,7 млрд. куб. м газа в год. К африканским экспортерам СПГ присоединилась также Ангола, где создан завод мощностью 5,6 млрд. куб газа в год.
Геополитические события, развернувшиеся в 2008-2018 гг. на Ближнем и Среднем Востоке и в Африке, привели к нарушению функционирования добывающей и транспортной инфраструктуры, временно снизили экспортный потенциал африканских государств.
Итак, в странах Африки доказанные запасы нефти и газа сокращаются в течение последних нескольких лет. Масштабные геологоразведочные работы, проведенные в 2000-х годах, не принесли ожидаемых (прорывных) результатов, но ряд проектов по расширению экспортной инфраструктуры были реализованы.
По оптимистичным оценкам, суммарный «пиковый» экспортный потенциал стран Северной и Тропической Африки в Евросоюз (в первую очередь в Италию, Испанию и Португалию) составляет значительную величину – более 100 млрд. куб. м в год.
Планы ведущих стран Запада по превращению государств Африки в крупных поставщиков газа в ЕС (сопоставимых с Россией) пока не реализованы. Возможно, в настоящее время Евросоюз и США акцентируют внимание (временно) на создании южного энергетического коридора, подключении к нему стран Центральной Азии и Ирака, расширении контроля над иранскими ресурсами и территорий, занимаемых курдами.
Благодарю за внимание!
Не забывайте подписываться на наш канал.
До новых встреч!