Мы предлагаем вашему вниманию книгу, фильм и музыкальный альбом, которые помогут не только отдохнуть, но и получить полезные знания для новых свершений.
Сергей Кавтарадзе «Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле»
Автор книги – известный искусствовед, член Союза архитекторов России, лауреат премии Дмитрия Зимина «Просветитель» 2016 г. за лучшую научно-популярную книгу на русском языке в номинации «Гуманитарные науки» – поставил для себя цель дать читателю первоначальную сетку координат, которые помогут впоследствии «читать» и анализировать архитектурные произведения: «Эту книгу не стоит читать тем, кто уже изучал историю архитектуры. Разве что проверить себя: ничего ли не упустил? Тот, кто был усерден в занятиях, вряд ли найдет в ней что-то новое».
Сергею Кавтарадзе удалось представить понятийную матрицу доступным, но не чрезмерно упрощенным языком. В 472-страничное текстовое полотно, разделенное на семь глав, вплетены основные архитектурные сюжеты, особенности эпох и стилей: «Следуя за выдающимися теоретиками архитектуры прошлого, я назвал главы книгами. Всего таких книг получилось семь, что и отражено в названии. Надеюсь, читатель увидит в этом скорее иронию, нежели пафос».
Особенность этой книги в том, что в ней представлены не только исторические факты, но и рассуждения специалиста с опорой на философские концепции, на конкретные примеры, которые провоцируют читателя на размышления:
«Представим, что нам как архитекторам поручили создать необычную станцию метро – исключительно пересадочную, где торцы закрыты и никаких входов-выходов нет. Просто пассажиры должны выйти из одного поезда и пересесть в другой, на противоположной стороне платформы. Оставим ли мы пространство продольно ориентированным, но упирающимся в глухие стены? Или стоит попробовать подчеркнуть поперечное направление, путь от вагона к вагону? Средства могут быть разными».
В книге почти на каждой странице есть фотографии и схематичные наброски автора, иллюстрирующие текст. Ценность книги состоит еще и в списке литературы, который снабжен комментарием автора о том, на что нужно обратить внимание в том или ином труде. Книга зарождает зерно архитектурного познания, вдохновляя на собственные наблюдения и интерпретации. Городское пространство, в котором находится человек, всецело обрамлено этой немой музыкой, ноты которой желательно знать всем, прежде всего, для того, чтобы лучше понять самих себя.
Документальный фильм Вима Вендерса и Джулиано Рибейро «Соль земли»
Фильм посвящен одному из самых известных фотожурналистов мира – бразильцу Себастьяну Сальгадо. К своему делу жизни он пришел не сразу: после получения степени магистра по экономике в Университете Сан-Паулу он долгое время работал экономистом.
Все решил случай: по поручению Всемирного банка Себастьян Сальгадо часто отправлялся в командировки в Африку, там он и задумался о смене профессии. Через фотографию он обнажает и осмысляет проблемы бедности, голода, геноцида, изнурительного ручного труда в разных странах. Его лучшие работы в черно-белой стилистике показаны в фильме «Соль земли» с закадровым комментарием автора, среди которых есть и такой: «Вы не можете себе представить, сколько раз я откладывал камеру и плакал, сколько я не выдерживал». В его фотокартинах достаточно боли, ужаса и страха, но много и любви, сострадания, веры. Фильм длится 1 час 50 минут, и это время разговора с собой на важные темы, это время не потерянное зря.
История тронет душу и раскроет сущность профессии фотожурналиста, для которой эмпатия является первостепенным требованием. Режиссер Вим Вендерс и сорежиссер Джулиано Рибейро, сын Себастьяна Сальгадо, создали визуальный осколок жизни, в отражении которого видны проблемы людей – соли земли. В фильме нет назидательности, нет ее и творчестве фотографа, ведь самое главное, что может сделать человек – это начать думать и менять свою жизнь, а не следовать чей-то указке.
Музыкальный альбом «Вуди Аллен: от «Манхэттена» до «Полночи в Париже»
В музыкальном альбоме собрано 39 композиций-саундтреков к фильмам мастера интеллектуального кино и известного меломана – Вуди Аллена. Известно, что он и сам играет на кларнете вместе с собственным ансамблем New Orleans Jazz Band вот уже более 25 лет. Его любовь к музыке продолжает и в выборе песен для его фильмов. Практически все они джазовые.
В списке песен отмечены такие известные коллективы как Оркестр Луи Армстронга, Гленна Миллера, Билли Холидей, Дюка Эллингтона. В эти мелодии и песни хочется вслушиваться, с творчеством групп знакомиться, а фильмы Вуди Аллена пересматривать.
С помощью мелодий режиссер вдыхает жизнь в обыденные события и городское пространство, так часто отраженные в его американских и европейских киноработах. Например, саундтреком фильма «Вики Кристина Барселона» является песня испанской музыкальной группы Guillia y Los Tellarini «Barcelona», хотя в картине присутствует и инструментальная музыка.
Известна любовь кинорежиссера и к классической музыке, например, в фильме «Римские приключения» звучат фрагменты из оперы «Тоска» Джакомо Пуччини, «Травиата» Джузеппе Верди, «Федора» Умберто Джордано и «Паяци» Руджеро Леонкавалло. На диске их нет, но послушать их впоследствии хочется.
Музыкальный альбом Вуди Аллена похож на многослойную ткань, собранную из воспоминаний, идеалистических установок и отточенного музыкального вкуса. Время звучания альбома – 2 часа, но это лишь фактически. Одну песню можно слушать снова и снова, и находить в ней для себя новые оттенки и смыслы.