Найти тему
История России

«Хождение в народ»: нереальные мечты или задушенная революция?

Рисунок 1. Суд над народниками      
 http://www.pravoslavie.ru/sas/image/101710/171086.p.jpg?0.085881243692711
Рисунок 1. Суд над народниками http://www.pravoslavie.ru/sas/image/101710/171086.p.jpg?0.085881243692711

«Хождение в народ» — движение 60-70-х гг. XIX века, получившее распространение среди революционно настроенной молодежи. Не знающие настоящей жизни, выходцы из дворян и разночинцев под влиянием трудов Лаврова, Бакунина, Герцена и Чернышевского верили в возможность революции в России, а потому поспешили отправиться в деревни, чтобы подготовить к ней простой народ.

Посягательство на постулаты власти

Обычно народники по одному или двое расселялись в помещичьих усадьбах или на квартирах врачей и учителей. Те, кто не имел связей и родственников, оставались в своеобразных «пунктах» пропаганды. Как правило, это были мастерские.

Работая учителями, врачами или писарями, народники выступали на собраниях перед крестьянами. Главная цель была одна — зародить недоверие к действующей власти. Однако проявления этого могли быть разными: от отказа платить налоги до неподчинения местной администрации. Молодые люди посягали на постулат, сравнивающий власть царя с самим Богом. Атеизм был их главным орудием.

Рисунок 2. Пропаганда народников                                                                             
http://russian7.ru/wp-content/uploads/2017/01/Repin-arest-propagandista.jpg
Рисунок 2. Пропаганда народников http://russian7.ru/wp-content/uploads/2017/01/Repin-arest-propagandista.jpg

К 1874 году 51 губерния оказалась охвачена революционной пропагандой. Около двух-трех тысяч человек были ее самыми активными участниками. Количество «сочувствующих» насчитывалось в два раза больше.

Что-то пошло не так..

Однако агитация закончилась вовсе не так, как планировала молодая интеллигенция. И причина крылась в самом крестьянском сословии. Разговоры о налоговом гнете, нечестном разделе земли или «душегубе-помещике» были относительно понятны. Однако царь все еще оставался «батюшкой», а православие — истинной верой. Понятия «социализм» и «революция» ничего не говорили неграмотному человеку. Сами агитаторы оставались «господами», которые ничего не знают о работе на земле. Поэтому нередко как раз-таки крестьяне сдавали народников полиции. Уже к 1874 году с большинством «революционеров» было покончено.

Процесс 193-х годов

С 18 октября 1877 года по 23 января 1878 года в столице проходил суд по «делу о революционной пропаганде в империи». В историю оно вошло, как «процесс 193-х». Обвинялись 265 человек. До начала заседания 43 из них умерли, 12 — покончили жизнь самоубийством, 38 — сошли с ума. Подсудимые были членами разных пропагандистских кружков. Но проходили как «участники единого преступного сообщества», главная цель которого — государственный переворот. Однако приговор был весьма мягким. Только 28 бунтарей оказались на каторге.

Ошибка народников

Народники наивно верили, что крестьяне способны начать социалистическую революцию. «Коммунистические инстинкты мужика», «революционность простого мужика», его способность бросить землю, семью и «с косой» идти свергать власть — вот лишь немногие ошибочные постулаты народников. Действительность оказалась куда проще. Обычный, забитый, неграмотный человек предпочитал жить так, как жили до него его деды и прадеды.

Рисунок 3. Народники обсуждают свои идеи https://histrf.ru/uploads/media/artworks/0001/59/thumb_58040_artworks_big.jpeg
Рисунок 3. Народники обсуждают свои идеи https://histrf.ru/uploads/media/artworks/0001/59/thumb_58040_artworks_big.jpeg

Утопия «хождения в народ» заключалась в абстрактности умозаключений его сподвижников. Наивные и идеалистические суждения молодых дворян и разночинцев не имели ничего общего с действительностью. Поэтому сейчас термин «народничество» в основном употребляется в ироничном значении

Если статья вам понравилась подписывайтесь на канал, ставьте лайки, задавайте вопросы в комментариях.