Для братства нет разлук и умираний, И потому наперекор судьбе, Читая строчки брайлевских изданий, Мой брат Луи, я прикоснусь к тебе. Придёт порыв ответного движенья, Тепло твоей прорвавшейся мечты. Для слабых твои точки — утешенье, Для сильных — через пропасти мосты...
И. Неман
Желание познакомить читателя с историей образования слепых в республике Татарстан стало возможным появление этой статьи. Образованием слепых в России до революции ведало Мариинское попечительство о слепых. Местное отделение попечительства о слепых начало свою деятельность в Казанской губернии с 1881 года, до 1885 года осуществляло лишь сбор в пользу слепых. С 1885 года создан Временный комитет попечительства под председательством А.Г. Осокинна. В состав Попечительства входили, Городской Голова А.А. Лебедев, председатель губернской земской управы П.Х. Куприянов, Купцы Н.И. Романов и М. Бурнаев. Задача попечительства - самостоятельное существование слепых в жизни. Воспитанники училища проходя общеобразовательный курс учения в объеме начальных училищ, обучались так же музыке, пению и ручному труду. Плетение из разных материалов ковров, корзин, чемоданов, ридикюлий, очень хорошие произведения которого всегда имеются для продажи как в самом училище, так и в учебном отделе городского музея. Особый вид благотворительной деятельности отделения представляет собою оказание им денежных пособий неимущим слепцам. Уже в 1884 году пожертвование доходили до 98 рублей. По разным учреждениям ставились кружки для сбора пожертвования в пользу слепым, собирались продукты. Здание училища слепых в Казани было построено в 1899 году – Архитектор Л.К. Хршонович. Адрес, улица Арское поле, не сохранилось. Из донесения губернатору П.А. Полторатскому о состоянии учреждений для воспитания и образования глухонемых и слепых детей в Казани в 1899 году узнаем, что существует училище слепых, в котором помещается интернат на 26 воспитанников. В Училище обучали грамоте и некоторым ремеслам. Девочек обучали рукоделию. Училище существует на пожертвование частных лиц, без участия государства. В Казани учебный план училища слепых содержал следующие предметы: русский язык (диктовка и изложение Брайлем), закон божий, Естественная история, Русская история, русский язык устно, арифметика, естественная география, география, родиноведение, объяснительное чтение, чтение Брайлем, чтение Унциалом (рельефным шрифтом). География изучалась по рельефному глобусу и картам Европейской России. Имелся атлас на 49 карт и рельефная карта Казани. Кроме этого, плетение, лепка, игры Фребеля, вышивание, церковное пение, пение. Обучали игре на скрипке, фортепьяно, виолончели. Правда отмечалось, что музыка имела лишь воспитательное значение. Были подготовительные классы, младший и старший. Три класса основной школы. Младший и старший ремесленные классы. В подготовительных классах уделяли внимание осязанию, изучению окружающей обстановки, моторике (сортировка семян, нанизывание бисера на нитку). В ремесленных классах повторяли пройденное в основной школе, основное время уделяли ремеслу. Ремесленные мастерские: щеточная, корзиночная, сапожная. Девочки занимались рукоделием. Плата за обучение составляла от 100 до 300 рублей, беднейшие дети принимались бесплатно. На 1892 год в казанском училище слепых 18 детей, 1 класс 10 и 2 класс 8 учеников. Из школьного журнала видно, что дети учились на 3 и 4. Отметки ставились за успеваемость, прилежание и поведение. По окончании училища воспитанники получали пособие, 75 рублей на приобретение ремесленного материала и инструментов. За их судьбой следили, приискивали попечителей, снабжали ремесленным материалом. Возглавлял училище Комитет из 14 членов, председателем которого состоял местный губернатор.( Полторатский, Стрижевский, Боярский), епископ, благотворители. Среди членов Казанского отделения были А.Х. Шамова, Л.В. Кекина. Е.В. Адамюк. Среди учредителей училища слепых семья Бирилевых, Василий Александрович, Александр Васильевич. Надежда Дмитриевна. Среди пожизненных членов совета встречаем таких знаменитых предпринимателей как, Крестовниковы, Алафузовы, О.А. Гейнс. В 1917 году в училище 55 воспитанников, 29 мальчиков и 26 девочек, в возрасте от 7 до 23 лет. Среди них полных слепых 28 человек, видевших свет 23 человека, различающих предметы 4 человека. Из документов видно, что многие дети поступившие в училища слепли не с рождения, а от болезней, особенно от трахомы, что подтверждает слабость медицинской помощи, чаще всего в среде крестьян. После революции Казанское училище слепых находилось в ведении Наркомпроса. Образование стало государственным, филантропия признана вредной. По данным за 1922 год в Казанском училище слепых на 80 мест 64-66 воспитанника, 32 мальчика и 32 девочки, из них 18 сирот. При училище 25 служащих. Казанское училище слепых просуществовало до 1930 года, когда было переведено в Елабугу по причине жилищного кризиса в Казани, впрочем и в Елабуге школа просуществовала не долго. В документах Совнаркома ТАССР от 14 июля 1938 года отмечалось. Перевод школы слепых из Казани в Елабугу, привел ее в плачевное состояние, не хватало кадров, учебной литературы, подъездных путей и элементарных удобств, вскоре школа была закрыта. В 1932 году открылась Свияжская школа, или детский дом слепых «Имени 10 лет ВОС» просуществовавшая до 1968 года. Свияжская школа изначально открылась как русско-татарская, в ней было 4 русских и 4 татарских класса. Учились 8 лет. Школа располагалась в восьми зданиях, на двух улицах, что было неудобным для перемещения детей. Ходатайство перед прокурором СССР Вышинским о возвращении здания школы в Казани, закрытым в 1930 году, остался не разрешенным. Пре школе располагались мастерские корзиночная и столярная. Наблюдалась острая нехватка брайлевской бумаги, писали на утиле. При школе были кружки музыки, рояля, литературно-художественный на русском и татарском языках, драматический, хоровой, рукоделия, проводилась политучеба. Но обращалось внимание на отсутствие наглядных и учебных пособий. В 1968 году была открыта республиканская школа - интернат для слепых и слабовидящих детей в Лаишево, Все попытки восстановить школу для детей с нарушением зрения в Казани были тщетны, лишь в 2001 году при поддержке мера Казани К. Ш. Исхакова стало возможным ее появление. Сейчас это специальная общеобразовательная школа №172 для слепых и слабовидящих детей города Казани.
Документы НА РТ, Ф. 430, 724,