Авиаперевозки – самый быстрый и один из самых безопасных видов транспортировки грузов и перевозки пассажиров. Как отмечает статистика, с 1997 года наблюдается стабильное снижение числа авиакатастроф. 2017 год стал рекордным по безопасности полетов на самолетах. За весь год в результате авиакатастроф погибли 67 человек – наименьшее число за всю историю авиации.
Несмотря на это, некоторые люди наотрез отказываются летать, опасаясь гибели, а другие, при наличии выбора, предпочитают другой вид транспорта, полагая, что путешествие на авто или в поезде будет более комфортным. На самом деле, полеты являются не только безопасными, но и могут быть комфортными. Главное – быть в теме и знать ряд важных нюансов. И сегодня мы поможем вам заполнить пробелы знаний, касательно авиапутешествий.
Часть 1: Питание
1. Голодны? Смело просите добавки!
Еда на борт для пассажиров поступает уже в готовом виде. Поваров в небе нет, по крайней мере, если вы не летите на собственном самолете. Поэтому еда имеет небольшой срок годности, и невостребованная пища выбрасывается сразу после окончания полета. Можете смело просить добавки у бортпроводника, если душа того требует. Но помните и том, что лучше не переедать, несварение и ком в желудке не способствуют приятному полету.
2. Курица или рыба? А что советует шеф?
Бортпроводникам приходится идти на хитрые уловки, чтобы «заставить» пассажиров выбрать то или иное блюдо. Например, если при раздаче обеда окажется, что курицу уже всю съели, и осталась только рыба, вас постараются убедить в том, что сегодня лучше всего выбрать именно рыбу. Если вы слышите, что «только сегодня мы предлагаем эксклюзивную рыбу от шеф-повара», знайте, что, скорее всего, вами манипулируют. И эта манипуляция, как признаются стюардессы, всегда работает «на ура».
3. Домашние мамины котлетки
Немногие знают, что на борт можно проносить свою еду. Воду или другие жидкости в контейнерах вам пронести на борт не разрешат. Но котлетки из дома, или пакетик орешков, вам оставят. Важно помнить, что некоторая пища имеет специфический запах, и не каждому пассажиру приятно нюхать котлетки вашей мамы или жены с чесночком. Это удовольствие оставьте для плацкарта.
4. А что едят члены экипажа?
Пилоты и стюардессы никогда не едят ту еду, которую подают пассажирам. И дело не только в сомнительной полезности этой пищи. Члены экипажа не имеют права рисковать, и проводить рейс с тошнотой в туалете, вместо того, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности.
5. Вода, используемая для приготовления кофе и чая, не слишком чистая
Вода, которая используется для приготовления горячих напитков, берется из специальных резервуаров, которые чистят крайне редко. Поэтому рекомендуем употреблять в полете только бутилированную воду. Но, а если вам хочется горячего, пейте чай. Скорее всего, ничего плохого не случится. Но не говорите, что мы вас не предупреждали.
6. Еще один довод против кофе в самолете
Одно дело, что не очищаются резервуары с водой. Но еще и в воду для чая и кофе зачастую добавляют специальные химические вещества, предотвращающие размножение бактерий. Сами вещества вреда вам не принесут, но они меняют вкус кофе, делая его откровенно невкусным.
7. Газировка, которая раздражает
Стюардессы не любят, когда их просят принести стаканчик газировки. Да, они с улыбкой выполнят вашу просьбу, но могут быть раздражены. Дело в том, что в полете у бортпроводников много работы, которую они должны выполнять оперативно. При этом давление на высоте не позволяет быстро наливать газированные напитки – пузырьки в стакане «успокаиваются» долго, что затягивает процесс обслуживания пассажиров. Если вам не принципиально, откажитесь от газировки в пользу обычной воды.
8. А вот и причина появления пьяных дебоширов
Как отмечают бортпроводники, 100 граммов алкоголя в небе равны 200 граммам на земле. Высота влияет таким образом на кровь, что алкоголь действует на организм вдвое сильнее. Судя по всему, именно поэтому в самолетах периодически встречаются пассажиры, которые не способны знать свою меру.
9. Почему нельзя пить свой алкоголь
Пассажирам запрещено распивать свой алкоголь. Только тот, который вы приобретаете на борту. И дело не только в выручке авиакомпании, а в том, что только таким образом можно проконтролировать степень опьянения того или иного пассажира.
Часть 2: Безопасность
10. Проверяйте наличие спасательного жилета
Зайдя на борт, еще до взлета проверяйте наличие спасательного жилета под сиденьем. Дело в том, что некоторые пассажиры воруют жилеты, и совсем не факт, что сотрудники авиакомпании успеют положить новый жилет вместо похищенного.
11. Зачем «отключать» электронику на борту
Включенные электронные устройства пассажиров на самом деле не приводят к падению самолета, но их всегда требуют выключить. «Просто представьте себя на месте пилота, который готовит самолет ко взлету и внезапно слышит сигнал более сотни телефонов, которые потеряли сеть. Пару раз я подумал, что у нас проблемы с двигателем», – признается один из пилотов в социальных сетях. Благо, сегодня почти во всех гаджетах есть «Режим полета», и выключать их уже не нужно, достаточно включить этот режим.
12. Кислородные маски: действуйте без промедления
В случае потери давления в самолете, из специальных панелей выпадут кислородные маски. На больших высотах у вас будет всего 15-20 секунд для того, чтобы надеть их, прежде чем вы можете потерять сознание. Запаса кислорода хватает максимум на 15 минут, но этого вполне достаточно, чтобы воздушное судно снизило высоту, чтобы стабилизировать полет, и тогда вы сможете дышать спокойно уже без маски.
13. Не держите обе руки за головой
В случае аварийной посадки не обхватывайте голову обеими руками. Чтобы защитить голову, достаточной одной руки. И тогда, если сверху на вас упадет что-то тяжелое, останется хотя бы одна не поврежденная рука, которая при высадке вам еще точно пригодится.
14. Будьте спокойны в полете
В воздухе нет никакого смысла переживать. Авиакатастрофы настолько редки, что у вас больше шансов получить по голове упавшим с крыши кирпичом, чем стать жертвой трагедии. И главное – большинство крушений и аварий происходят либо во время взлета, либо при посадке. В воздухе уже можно не переживать.
15. Командир – царь и бог на борту
Если вы попали на борт, и самолет взлетел, не думайте, что никто вам теперь не указ. Если бортпроводнику не нравится пассажир, он может пожаловаться пилоту. После того, как вход в самолет заперли, командир имеет почти безграничную власть: инструкция разрешает ему арестовывать людей, выписывать штрафы и даже принимать завещания умирающих пассажиров.
16. Небольшие поломки есть всегда
Самолет – сложнейшая конструкция. Если воздушное судно не новое, скорее всего, на борту что-то сломано. Техники устраняют только критически важные поломки и проверяют только те узлы, которые влияют на безопасность полетов. А чтобы отремонтировать весь самолет до последнего болтика, его необходимо отправлять на длительную стоянку в боксы, что не будут делать без необходимости.
17. Самые безопасные места
Считается, что самые безопасные места в самолете – в хвосте. Если вы «трясетесь» от страха – выбирайте места в конце салона. Однако помните, что в хвосте будет сильнее ощущаться и тряска самого судна.
18. Приглушение света и шторки иллюминаторов
Если самолет заходит на посадку в темное время суток, свет на борту специально приглушается. Делается это, как и всё на борту, не просто так. Благодаря приглушенному свету глаза пассажиров быстрее адаптируются к темноте, что может помочь при необходимости проведения экстренной эвакуации. Не просто так просят стюардессы приподнять шторки иллюминаторов. Они оценивают обстановку за бортом, и в случае непредвиденных обстоятельств, выбирают лучшую сторону для эвакуации.
19. Вам окажут первую помощь
Стюардессы должны уметь оказывать первую медицинскую помощь, их должностная инструкция прописывает порядок действий во время внештатных ситуаций. Авиакомпании раз в полгода-год проводят переэкзаменовку бортпроводников, отправляют сотрудников на курсы повышения квалификации.
20. Никаких страшилок
Члены экипажа никогда не расскажут пассажирам пугающую правду. Во избежание паники бортпроводникам и пилотам запрещено сообщать о той или иной возникшей технической неисправности. Если вы не в силах исправить ситуацию, зачем вам знать лишнее. Лучшее, что вы можете сделать – предложить свою помощь, успокоить тех пассажиров, которые поддались панике.
21. Турбулентность не страшна
Как подчеркивают пилоты, турбулентность никогда не является причиной аварии. Но ее старательно избегают, так как она приносит ряд неудобств, и в редких случаях может стать причиной травм пассажиров.
22. Об угоне самолета узнают
Если самолет угнан, или на борту произошел нештатный случай, несущий в себе опасность, при посадке пилоты оставляют закрылки. Это дает понять экстренным службам, что что-то происходит на борту самолета.
23. Не держите ребенка на руках при посадке
При посадке возможно применение экстренного торможения, возможны столкновения. В таких случаях, если вы держите ребенка на руках, весьма вероятно, что удержать малыша вам не удастся, и он полетит по салону как «реактивный снаряд». Не делайте так.
Часть 3: Лайфхаки
24. Избегайте простуды
Старайтесь не летать, когда сильно простужены. Так можно повредить барабанные перепонки и даже временно потерять слух. Если человек простужен, у него заложен нос, возникает отек канала между задней стенкой горла и средним ухом, ответственным за баланс между внешним и внутренним давлением. По мере снижения самолета давление в салоне повышается, но простуда не позволяет полноценно соблюдать этот баланс, в результате чего нагрузки на барабанные перепонки могут дать очень болезненные ощущения. «Со мной так было однажды: я не могла нормально слышать неделю, и это было адски больно», – рассказала одна из стюардесс.
25. Как пересесть в бизнес-класс
Если вы являетесь участником одной из бонусных программ авиакомпании, на стойке регистрации можете попросить пересадить вас в бизнес-класс, если там имеется свободное место. Но просите именно на стойке перед вылетом, а не в салоне самолета, где вам откажут из-за нюансов со страховкой.
26. Не спешите регистрироваться
Если вы торопитесь, и даже выигранные несколько минут для вас важны, или если вы просто не любите ждать, регистрируйтесь последними, а главное – последними сдавайте багаж. Вещи первых зарегистрированных пассажиров будут первыми загружены на тележки, а затем в багажный отсек. Однако при разгрузке их достанут последними, и они получат багаж позднее остальных.
27. Грязь в багажном отделении
Не отказывайтесь от услуги обмотки чемоданов пленкой. В грузовом отсеке могут перевозить почти все, что угодно. Случается, что багаж протекает, и пачкает остальные сумки и чемоданы. Пыль – не самая страшная беда в грузовом отсеке. Бывает, в багажном отделении транспортируют трупы.
28. Как снизить вероятность задержки рейса
По статистике, лучше всего лететь в первой половине дня. Существует закономерность - чем ближе к концу дня вылет, тем выше вероятность, что рейс задержат.
29. Заходите в самолет последним
Если вы летите с попутчиком, но регистрацию вы проходите в разное время, заходите в самолет последним. Отсутствие за вами других пассажиров позволит свободно оценить ситуацию и наличие свободных мест, и разместиться с максимально возможным комфортом.
30. Избегайте кресел у перегородок
Старайтесь брать места подальше от перегородок. Если на борту имеются пассажиры с грудными детьми, скорее всего, их посадят у перегородки, поскольку именно там проще всего разместить детскую люльку. Не хотите лететь рядом с кричащими во весь голос малышами – учитывайте этот факт.
31. Самые комфортные места
Самые комфортные места — ближе к крыльям. Именно в этих местах, ближе к центру самолета, менее всего ощущается тряска.
32. Обслуживание лучше в задней части самолета
При этом в хвосте самое лучшее обслуживание. Причина проста. Любые вещи, которые может попросить пассажир, находятся в хвостовой части самолета. Пока стюардессы следуют по проходу от задней части к передней судна, они могут раздать все то, чего в самолете не так много. Например, дополнительные одеяла, подушки и так далее.
33. Возьмите с собой салфетки
Возьмите с собой в полет влажные салфетки. Они вам обязательно пригодятся. Рекомендуем тщательно протирать складные столики. Нередко пассажиры меняют детские подгузники прямо на них. Обязательно протирайте их, и чаще протирайте руки. Салон самолета – далеко не самая чистая вещь в мире.
34. Не снимайте обувь
По этой же причине не снимайте обувь в полете. Пол зачастую очень грязный, и скорее всего, между рейсами прибирались здесь наспех, для вида. Видите эту жидкость возле туалета? Скорее всего, это не вода. Не снимайте обувь, убедительно рекомендуем.
35. Средства от загара
Если вы часто летаете, пользуйтесь средствами от загара. Немногие знают, но на высоте в 10 тысяч метров, несмотря на защиту в виде корпуса самолета, весьма высока сила ультрафиолетовых лучей.
36. Как быстро уснуть
Если вы хотите, чтобы полет прошел как можно быстрее – спите! Перед продолжительным полетом постарайтесь как можно дольше бодрствовать, временно откажитесь от кофе. И тогда вам будет проще уснуть.
37. Спать в маске
Воздух на борту очень сухой. Стюардессы во время полета, когда им удается по очереди отдохнуть, предпочитают спать в медицинских масках на лице. Они мочат маску водой, и дышат уже не таким сухим воздухом. Если вас не смущают взгляды окружающих, повторяйте за ними. Они свое дело знают.
38. Примите душ
Если вас ожидает длительный перелет с несколькими пересадками, если есть такая возможность, примите во время пересадки душ в аэропорту. Как признаются стюардессы, душ волшебным образом снимает усталость, буквально окрыляет, позволяя легко выдержать длительное воздушное путешествие.
39. Часовые пояса
Еще одна тонкость от всезнающих бортпроводников. Если вы летите куда-то, где действует кардинально другой часовой пояс, на срок менее двух суток, придерживайтесь того времени, к которому привыкли. Так будет проще вашему организму. Если же путешествие займет более двух дней, перестраивайтесь на новое время. Еще в самолете переведите ваши часы, и действуйте исходя из того, какое время суток в точке приземления. Если там ночь – спите, если день – бодрствуете.
Часть 4: Разное
40. Труп в салоне
Редко, но такое случается. На борту может скончаться пассажир. Любое путешествие – стресс. Даже самое безопасное. Плюс, летают в том числе очень пожилые люди, пассажиры со слабым сердцем, с хроническими болезнями. Если человек умер в полете, стюардессы переместят тело на кресло, возле которого никто не сидит. Если же мест свободных нет, труп накрывают одеялом. Любой пассажир может в полете оказаться рядом с умершим. В некоторых самолетах есть специальное место, куда можно спрятать труп до приземления.
41. Как познакомиться со стюардессой
Многим мужчинам нравятся стюардессы. Красивые, ухоженные и молодые девушки в униформе. Ничего странного. Но сами бортпроводницы не рекомендуют пытаться знакомиться с ними во время полета. «Когда ко мне обращается или подходит пассажир, у меня в голове срабатывает «тревожная кнопка» – значит, какая-то проблема или что-то случилось», – отмечает одна из стюардесс. Согласитесь, нахождение на столь ответственной работе – не лучшее время для пикантных знакомств. Лучше всего знакомиться со стюардессами на земле, например, в аэропорту после окончания рейса.
42. Курение на борту
Курение на борту самолета строго запрещено. И не думайте, что вам удастся безнаказанно тайком покурить в туалете. Стюардессы всё прекрасно видят, всё замечают. Это их работа. Но многие курильщики все равно идут в туалет, чтобы затянуться дымом на свой страх и риск. Именно поэтому в туалетах присутствуют пепельницы. Если вы все же закурили, потушите окурок в пепельнице, а не в ведерке с салфетками, которые вспыхнут как тростник. А потом покиньте туалет и заплатите положенный штраф.
43. Сленг экипажа
У членов экипажа есть свой профессиональный сленг. Так, пилотов называют «шоферами», а заправщиков – «горилками». Пассажиров между собой могут называть «пакс», «пациентами» или «организмами», детей-пассажиров – «умками», пассажиров первого класса – «трюфелями». Ремень безопасности на сленге именуется «удавка», самоходный трап - «пепелацц».
44. Хотите летать как стюардессы? Вы уверены?
Во времена СССР профессия «стюардесса» считалась вредной, благодаря чему бортпроводники получали право раньше уходить на пенсию. И это совсем не удивительно. Из профессиональных заболеваний стюардесс можно составить немалый список. В их числе заболевания костно-мышечной системы из-за нагрузки на позвоночник, репродуктивные сложности при попытках забеременеть из-за проседания женских органов, проблема с кожей из-за сухого воздуха. За год члены экипажа подвергаются облучению в 1,5 раза большему, чем люди, работающие в ядерной энергетике. Как результат – повышается риск развития рака. Также в списке нарушение сна, потеря слуха, регулярное столкновение с различными инфекциями, разносчиками которых являются пассажиры.
45. Пилоты не любят аплодисменты
Пилоты отмечают, что пассажиры не знают, что реально происходит в кабине, поэтому чаще всего их радостные аплодисменты звучат преждевременно и даже мешают. «На обычных полетах люди не должны аплодировать. Если полет был проблемным по той или иной причине, тогда пилот мог бы заслужить аплодисменты», – говорят они.
Оцените нашу статью и ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ!
Фото: Alexander Belenkiy, Sergey Anashkevich, oleg-ivanov, kak-eto-sdelano / LiveJournal, airberlin, depositphotos, Zodiac-equipment, hxdyl / Fotolia, Murad Sezer / Reuters, Евгений Одиноков / Sputnik