Найти в Дзене
Ритм Евразии

Варшава использует белорусских поляков для политических провокаций

Руководитель нелегального Союза поляков Белоруссии (СПБ) Анжелика Борыс обвинила белорусские власти в уничтожении польскоязычного образования. По её словам, членов организации регулярно вызывают на собеседование в правоохранительные органы, а самой организации не позволяют расширить своё присутствие в республике.

«Нам заблокировали возможность проведения рождественских и новогодних встреч с польскими детьми. Нас выпроводили из арендованного в Минске зала, где несколько сотен человек собирались отметить столетие обретения Польшей независимости. [Белорусские] власти последовательно уничтожают польскоязычное образование и хотят полностью искоренить польский язык», - пожаловалась Борыс.

Она возглавляет СПБ, который не признаётся официальным Минском с 2005 г. Такое решение белорусские власти приняли после выявления фактов причастности представителей польской диаспоры к массовым беспорядкам в Минске в 2004 г. Часть польской диаспоры, не желая участвовать в политических махинациях, учредила свой Союз поляков (сейчас его возглавляет Мечислав Лысый), независимый от СПБ во главе с А. Борыс.

Союз поляков во главе с М. Лысым признаётся Минском, но не признаётся Варшавой. Варшава делит белорусских поляков на правильных и неправильных. Правильные для Варшавы – это те, кто ведёт подрывную деятельность против белорусских властей. Неправильные – те, кто занят сохранением в Белоруссии польской культуры и не смешивает её с политикой. Полякам из организации М. Лысого Варшава в отместку отказывает в получении Карты поляка, грантов и другой помощи. 

СПБ во главе с Борыс – главный получатель всех благ от Варшавы. Взамен за это Борыс и её подчинённые ведут активную информационную пропаганду против действующей власти, вовлекая в неё польскую молодёжь и стараясь закрепиться в школах и других учебных заведениях.

Например, празднование 100-й годовщины независимости Польши призвано напомнить белорусским полякам, что Белоруссия принадлежала Речи Посполитой. Кроме того, нелегальный СПБ пропагандирует память о польских мятежах 1794, 1830 и 1863 гг. как о бескорыстном подвиге во благо польского и белорусского народа. 

Такая трактовка тех событий, конечно же, лжива. Польские шляхтичи подняли бунт ради восстановления своих личных привилегий и господства польского католичества над православной Белой Русью.

Борыс и её клика отрицают подвиг советского солдата, спасшего Польшу от уничтожения гитлеровцами, восхваляют польское антикоммунистическое бандподполье 1944-1950-х гг., состоявшее из боевиков Армии Крайовой и запомнившееся расправами над мирными жителями и убийствами из-за угла советских и польских солдат и госслужащих. 

Официальный Минск просто вынужден пресекать деятельность Борыс, дабы уберечь белорусскую и польскую молодёжь от разнузданной и агрессивной пропаганды.
Варшава не заинтересована в нормализации отношений между Минском и польской диаспорой в Белоруссии. Если такая нормализация произойдёт, Варшава не сможет использовать белорусских поляков как расходный материал в своих политических игрищах у восточных границ Евразийского Союза.