История популярной анимации могла бы сложиться таким образом, что именно "Отважный маленький тостер" совершил бы революцию в полнометражной анимации, а не "История игрушек", повторяющая некоторые идеи и фишки мультфильма 1987 года. Одним из авторов идеи "Тостера" был тот самый Джон Лассетер, будущий создатель пиксаровских хитов, однако начальству студии "Дисней", где тогда работал Лассетер, не понравилась концепция полностью компьютерного 3D-мультфильма на основе детской книги Томаша Диша. Проект оказался слишком дорогим, а компьютерная анимация тогда многим еще казалась малоперспективной. Вскоре Лассетер был уволен... В результате, проект перешел новой студии Hyperion Pictures, созданной бывшими сотрудниками Disney, производство мультфильма осуществлялось при финансовой поддержке студии "Дисней", правда, бюджет был значительно урезан, поэтому никакого компьютерного волшебства зрители не увидели - только традиционную рисованную анимацию.
"Отважный маленький тостер" вышел в кризисный для популярной полнометражной анимации период: диснеевский стиль, покоривший мир в 40-50-е, к середине 80-х устарел, так называемый "диснеевский ренессанс" начнется в 1989 году, а настоящий крутой переворот в анимации случится в середине 90-х, после выхода "Истории игрушек". Диснеевские (по принадлежности к студии или же диснеевские по духу) мультфильмы 80-х, к которым относится и "Тостер", заметно скучнее и невзрачнее в рисовке, в сравнении, например, с "Фантазией" 1940 года или "Аладдином" 1992 г. А после современных сверхзрелищных мультов смотреть тот же "Тостер" очень грустно. Визуальный стиль мультфильма не отличается высокой детализацией и красочными фонами, декорации скудны, персонажи одноцветные, словно из дешевой книжки-раскраски, упрощены движения, мимика. Видно, что бюджет совсем невелик. При таких исходных данных мультфильм может рассчитывать на успех только за счет оригинальной концепции и увлекательного сюжета.
Концепцию, когда главными действующими лицами становятся ожившие предметы, можно назвать оригинальной, если говорить о популярной анимации. Хотя предметы множество раз оживали в более ранних мультфильмах и даже вытесняли на второй план персонажей-людей - например, в жутких короткометражках Яна Шванкмайера. Именно "Отважный маленький тостер" продвинул новый тип дружелюбной мультяшки - предмета домашней утвари, будь то лампа, пылесос, одеяло, радиоприемник. Лидером нового мультяшного движения стал Тостер, хотя нельзя сказать, что он как-то выделяется по сюжету среди остальных глазастых говорящих предметов. Компания обитателей коттеджа очень привязана к своему хозяину - мальчику, который часто пользовался всеми этими предметами. Но мальчик вырос, покинул коттедж, там теперь никто из людей не живет. Тостер, лампа, пылесос, электрическое одеяло, радиоприемник объединяются и отправляются во внешний мир искать своего хозяина. Далее мы наблюдаем различные приключения.
Духовных прародителем всей этой ожившей утвари является, конечно же, Люксо - трехмерный компьютерный персонаж Джона Ласеттера. Короткометражка "Luxo Jr." была представлена за год до премьеры "Маленького тостера". С точки зрения повадок, динамики тостер с товарищами все вышли из настольной лампы Люксо. Все-таки прав был Лассетер, такие мультфильмы надо делать только в 3D - в традиционной рисовке теряется "душа" вещи. Волшебства, анимационной магии не хватает. Зрители все равно полюбили "Отважный маленький тостер", в 90-е вышло два сиквела, и до сих пор оживший тостер, наверное, входит в сотню самых запоминающихся (или самых забавных) мульт-персонажей за всю историю.
Мода на оживление домашних предметов в анимации пошла в гору. В диснеевской полнометражке "Красавица и чудовище" мультяшные предметы отлично оживляют действие в комедийном русле. В 1995 году запустилась франшиза "История игрушек", которую можно рассматривать как усовершенствованную версию приключений тостера и его друзей. Усовершенствованную во всех аспектах: и в техническом исполнении, и по увлекательности сюжета, и по идеям, которые создатели хотят донести до зрителей. В "Тостере" основной посыл очень примитивен: не забывайте старые вещи. Некоторые идеи и вовсе кажутся вредными, так как внушают желание цепляться за прошлое, за старый хлам. Да, нам жалко выбрасывать, например, радиоприемник на батарейках, который для нас как родной, но отвергать новые технологии получения информации, лишь бы старый приемник "не обиделся" - это просто нелепо. Пусть памятная вещь хранится в домашнем музее. Мир меняется, люди взрослеют, жизнь не стоит на месте, прошлое должно оставаться в прошлом (это касается не только бытовых предметов). Мультфильм же идеализирует старье, вызывая у детской аудитории жалость, которой и спекулирует, не предлагая каких-то мудрых мыслей для размышления.
Моя оценка: 5/10