Найти тему
tata_aistova

Громкие тридцатые. Кино для энтузиастов.

Тридцатые годы в истории СССР были полны событий. А теперь, спустя столько лет, в них ещё добавляется нотка трагизма. Все эти люди, что так бодро и с песнями маршируют по Красной площади, поют гимны Дунаевского, танцуют вместе с Любовью Орловой, совсем скоро услышат свист пуль и грохот бомб, а невообразимое количество мужчин, женщин, детей погибнет в борьбе с фашизмом.

Но пока ещё никто ничего не знает и по площадям гордо вышагивают колонны энтузиастов. Тридцатые - время энтузиастов и энтузиазма. Вообще весь СССР зиждился на ̶г̶о̶л̶о̶м̶ энтузиазме, но в те предвоенные годы у этого слова появился особенный смысл. Поехала разгоняться огромная машина индустриализации и затарахтел огромный трактор коллективизации. Закачался маятник, раскачивающий всё сильнее культ личности одного усатого семинариста. А главный лозунг тех лет именно им и произнесён - "Жить стало лучше, жить стало веселее".
Веселее - это точно. Скучать там было некогда и некому. Кто-то летит на Северный полюс (первый в мире беспосадочный перелёт Валерия Чкалова), кто-то дрейфует на льдине (Папанин и компания), кто-то застревает во льдах и его летят спасать со всех ног (затёртый льдом "Челюскин"), а кто-то вкалывает так, что его имя гремит на весь союз (Стаханов, Ангелина, Нахангова).

Экспедиция Папанина. Вчетвером+собаченька они протусили на льдине 274 дня.
Экспедиция Папанина. Вчетвером+собаченька они протусили на льдине 274 дня.

Всё это веселье должно подкрепляться правильными, хорошими, вдохновляющими фильмами. Такими и были главные кинохиты тридцатых. Их герои - молодые, весёлые, работящие, с надеждой смотрят в будущее и ничего не боятся.
Главными по киношным энтузиастам и колхозникам стали Григорий Александров и Иван Пырьев. Александров снимал свою жену (Орлову), Пырьев - свою (Ладынину). Настал период их долгого мерянья камерами и жёнами.
Пожалуй, что перевес в те годы был на стороне Александрова. В 1934 году он выстрелил фильмом "Весёлые ребята". Лёгкий мюзикл с заводными и прилипчивыми песнями, красивой режиссёрской женой Орловой и милым Утёсовым в главных ролях. Самое оно для того, чтобы крутить в сельских клубах и потом петь в поле. Да он и сейчас смотрится куда веселее, чем любой новогодний первоанальный музикл.

-2

В 1938 году Александров запилил просто-таки гимн советского энтузиазма - фильм "Волга-Волга" (поговаривают, это был любимый фильм Сталина). В нём воспели и только что открытый канал "Волга-Москва", и восхвалили многочисленные слёты, спартакиады и олимпиады учащихся, трудящихся, колхозников, ударников и всех-всех-всех. Смотреть осторожно: есть опасность захотеть срочно поехать осваивать целину или построить метро на худом конце. Ещё возможен передоз Дунаевским, но это невредно.

-3

Угодил Александров не только внутренней, но и внешней политике. После прихода к власти Гитлера в Германии (в 1933-м), тов. Сталин развернулся на 180 градусов и вместо сближения с немцами решил отойти подальше, чтоб в случае чего не воняло, да и не задело ненароком. Эти перемены быстренько отразил Александров в фильме "Цирк" 1936 года. Там его жена играла американскую цирковую артистку, которая приезжает в СССР, страдает от немецкого шпиона-гада, но в конце концов остаётся жить в этой лучшей из стран и всё у всех хорошо.

-4

Пырьеву, поначалу, под таким огнём противника было сложно, но он втянулся. Снял для разгона что-то унылое про руководящую роль партии в процессе мировой эволюции, а потом выдал "Богатую невесту" со своей блондинкой-женой в главной роли. Всё, как положено: колхоз, уборка урожая и мерянье граблями. Весело, но Александров пока ведёт в счете.

-5

Не такой яркой, но очень значимой фигурой стал режиссёр Семён Тимошенко. Его фильм "Вратарь" стал первым советским фильмом о спорте (а тридцатые годы воспевали спорт и спортивные достижения, культ тела поддерживался вместе с культом духа).

Актёр Григорий Плужник, сыгравший вратаря Антона Кандидова, позже участвовал в Сталинградской битве и был награждён медалью "За оборону Сталинграда".
Актёр Григорий Плужник, сыгравший вратаря Антона Кандидова, позже участвовал в Сталинградской битве и был награждён медалью "За оборону Сталинграда".

Освещалась на экранах и обычная повседневная жизнь, без трудовых и спортивных подвигов. Доказательством тому - "Подкидыш", например. Этот фильм можно боготворить хотя бы за то, что он запечатлел на экране Фаину Раневскую.

-7

Или вот "Девушка с характером". Настоящее созвездие будущих (и уже состоявшихся) гигантов экрана. Помимо Валентины Серовой, блистающей в главной роли, на второстепенных ролях там имеются Михаил Румянцев ("Карандаш"), Михаил Глузский, Всеволод Санаев, Анатолий Соловьёв, Эмма Цесарская.

-8

Разумеется, на фоне бытовухи-бытовушечки никто не смел забывать про революционно-правильные, идеологически верные фильмы про злых белых, добрых красных и их заграничных друзей. Главный вин в этой категории - фильм "Чапаев" 1934 года. Абсолютно искренне считаю, что по качеству диалогов и вообще съёмки он очень-очень намного опережает большинство фильмов, снятых гораздо позже, на бОльшие деньги, с бОльшими возможностями. Смотреть-не-пересмотреть, ржать-не-перержать. Ну, исключая финал, конечно.

-9

В 1935 году вышел фильм "Подруги" про трёх девушек, которых занесло в мясорубку Гражданской войны. Смотреть, по сути, нечего, но интересно увидеть молоденькую Зою Фёдорову, которая ещё не связалась с американским дипломатом и не навлекла на себя гнев вышестоящих граждан, опалу, арест и лагеря. Красивая, молоденькая и с будущей Золушкой-Яниной Жеймо под боком.

-10

Из совсем исторического сняли отличного "Александра Невского". Настолько отличного, что на ордене Александра Невского изображено лицо Николая Черкасова в роли Александра Невского. Эйзенштейн ещё в строю и сдавать своих позиций не собирается.

-11

Не забывали уважить друзей-французов, с которыми сильно дружили. В 1936 году сняли "Зори Парижа", про то, как французы замутили Парижскую коммуну и потом весело вместе всё это разгребали. В центре повествования - герой Парижской Коммуны (разумеется, героически погибший за правду) Ярослав Домбровский.

-12

По роману Жюля Верна "Дети капитана Гранта" сняли совершенно винрарнейшую экранизацию с гениальной музыкой Дунаевского. Не обожать невозможно.

-13

Продолжаются эксперименты с фантастическим жанром. В 1935 году Василий Журавлёв снял "Космический рейс". К делу отнеслись серьёзно, в соавторы сценария пригласили Константина Циолковского. Он же был консультантом. Фильм оценил высоко, сказав о нём:

Шире литературы влияние кинофильмов. Они нагляднее и ближе к природе, чем описание. Это высшая форма художественности. В особенности, когда кино овладело звуком. Мне кажется, что со стороны Мосфильма и тов. Журавлёва большим геройством то, что они взялись осуществить фильм «Космический рейс». И нельзя не высказывать большого удовлетворения этой работой.

Получилось хорошо даже для сегодняшнего дня. А благодаря ЦИолковскому удалось полностью избежать каких-либо научных ляпов.

-14

Кстати, да, о том, что кино овладело звуком. В 1931 году вышел первый советский звуковой фильм "Путёвка в жизнь".

-15

А в 1936-м - цветной "Соловей-Соловушко" (он же "Груня Корнакова").

-16

Конечно, не всё так радужно. СНимали и шлак, и откровенную пропаганду, и жуткие агитки. Но их история отсеивает, а вот такие шедевры в памяти остаются.

Если вдруг кто не знает - скажу. У меня есть уютненький паблик вконтакте "Портфель Юрия Деточкина". Посвящён советскому кино, и очень милый, ящитаю.