Найти тему

Мультфильмы Хаяо Миядзаки как психотерапия

Оглавление

При просмотре мультфильмов Хаяо Миядзаки раз за разом можно открывать все новые детали: от предметов на заднем плане до фраз и смыслов. Будь то сказочный мир рыбки Поньо или мифологическая реальность принцессы Мононоке – он создает целые вселенные, существующие по своим собственным законам. В России Хаяо особенно любят. Может быть, потому что ему близка наша ментальность, ведь среди любимых мультипликационных фильмов режиссера «Ежик в тумане» Юрия Норшейна и «Снежная королева» Льва Атаманова.

На наш взгляд, просмотр любого фильма Миядзаки обладает психотерапевтическим эффектом. Мы же хотим представить вам наши собственные мысли насчет того, в каких именно ситуациях лучше всего смотреть творения миядзаковской «Студии Гибли».

Если кажется, что нужно выполнить слишком много задач – «Унесенные призраками»

Тихиро и ее родители переезжают в новый город, но по пути они теряются в лесу и обнаруживают заброшенный парк аттракционов. Только вот место это совсем не простое. В нем обитают различные мифические существа и духи, а заправляет всем своенравная колдунья Юбаба. Она превращает родителей девочки в свиней. Самой же Тихиро придется много и упорно работать для того, чтобы вернуть родителям прежний облик и вернуться в мир людей. Труд во владениях Юбабы – жизненная необходимость, ведь все, кто «халтурит», оказываются превращенными в свиней или в угли.

Работа отнимает у Тихиро все время, и на то, чтобы отыскать способ спасти папу и маму, у нее не остается никаких ресурсов. Из-за ее доброты и честности к ней привязывается безвольное существо – Безликий, а прислужники Юбабы ставят почти невыполнимые условия работы. Несмотря на все перечисленные нами трудности, мультфильм очень добрый и светлый. На пути Тихиро встречается много друзей и помощников, а мир таинственных существ совсем не вызывает страха, лишь интерес к необычной философии миров Миядзаки.

Если думаешь, что твоя ситуация безвыходна – «Ходячий замок Хаула»

-2

Снова своенравные, да еще и завистливые колдуньи издеваются над молодыми девушками. На этот раз Ведьма Пустоши превращает юную Софи в старуху за то, что на нее обратил внимание красавец волшебник Хаул. Софи приходится покинуть дом, в котором она никогда не встречала понимания и отправиться на поиски своей судьбы. Лишенная половины жизни из-за нелепой ревности, главная героиня является образцом терпения. Даже когда она натыкается на огромный, созданный из металлолома Ходячий замок, разговаривает с богом огня и встречает того самого Хаула – Софи ведет себя более чем хладнокровно. «Хорошо быть старой, – говорит она. – Перестаешь чему-либо удивляться».

Только вот Софи совсем не смирилась со своим положением, но и смысла в беспорядочных метаниях не видит совсем. Извлекая плюсы из своего нового статуса, главная героиня решает остаться в замке колдуна в качестве уборщицы. В «Ходячем замке», как и в «Унесенных призраками», только труд помогает девушке победить печаль и злые обстоятельства. В итоге молодость будет возвращена, инфантил Хаул исправится, бог огня наконец-то обретет свободу, а созданный из ржавого металлолома замок покроется цветами и зеленью.

Если боишься перемен – «Ариетти из страны лилипутов»

-3

Крохотный народ под названием «добывайки» живет бок о бок с людьми, которые не знают о существовании таких соседей. Они старательно прячутся и выходят в мир только для того, чтобы «добыть» необходимую для них вещь. Но однажды устоявшийся уклад рушится, и человеческое любопытство заставляет добываек бежать с насиженного места. «Ариетти из страны лилипутов» – это не история о скитаниях.

Она о дружбе девочки-добывайки и 12-ти летнего Се из мира людей. Но ведь и перемены – это не всегда переезд. Что делать, если в жизнь вдруг врываются события, меняющие всю твою жизнь? Семья Ариетти ищет ответы на эти вопросы и учится принимать жизнь такой, какая она есть – меняющейся и непредсказуемой.

Если кажется, что ты слишком взрослый – «Рыбка Поньо на утесе»

-4

Проблемы взрослой жизни и вечная необходимость их решения уводят нас все дальше и дальше от простых радостей. Шлепать по лужам в резиновых сапогах мы не успеваем – спешим на работу, а уж о том, чтобы полдня смотреть мультики, уже и речи быть не может. Таким же был и отец рыбки Поньо, вечно замученный делами и детьми колдун Фудзимото. Устав от спокойной подводной жизни, Поньо решила отправиться навстречу приключениям, но уплыть далеко ей не удалось. Она застряла в стеклянной банке, откуда ее освободил мальчик по имени Сооске. Мельчик и рыбка легко находят общий язык даже без слов, а Поньо теперь отчаянно желает стать человеком.

Милый и добрый мультфильм, заставляющий верить в то, что плохих людей не бывает, а плохое настроение можно исправить с помощью бумажного кораблика оригами. Шанс вспомнить о времени, когда мы не замечали опасностей, а родительский запрет казался самым злодейским поступком в жизни. В «Рыбке Поньо» нет коварных перипетий сюжета и острых поворотов. Есть лишь светлые мечты и самое мудрое море.

-5

Ведьме-ученице Кики исполняется 13 лет. В этом возрасте все ведьмы должны отправляться на годичную стажировку в другой город и там учиться жить самостоятельно. В путешествие девочка берет с собой говорящего кота Зизи. Вместе они прибывают в портовый город Корико, где и решают остановиться на стажировку. Теперь Кики предстоит встретиться с разными людьми и научиться самой себя обеспечивать. Она решает открыть собственную службу доставки по воздуху (ведьмочка летает на метле).

Благодаря доброте одной из жительниц города девочка находит крышу над головой и постоянную работу, но тоска по дому и холодность некоторых людей лишают главную героиню веры в себя, а самое главное – того вдохновения, которое позволяло ей летать и общаться с Зизи. Пытаясь разобраться, в чем же дело, ведьма обращается к молодой художнице. А та рассказывает Кики о творческой самореализации и сходстве колдовства и художественного наития. Заметно повеселев, главная героиня возвращается в город (только уже не на метле, а на своих двоих), где ей предстоит вновь найти в себе силы для полетов.

Если думаешь, что люди все портят – «Принцесса Мононоке»

-6

Мультфильм переносит нас во времена периода Муромати в Японии, когда только появилось огнестрельное оружие, а добыча руды еще не приобрела колоссальных промышленных масштабов. Придя в лес, человек безжалостно принялся осваивать новое пространство, не задумываясь о тех, кто веками в нем обитал. Духи Древнего леса, семья гигантских волков и их воспитанница принцесса Мононоке вынуждены защищать свой дом, но люди неумолимы. Предприимчивая госпожа Эбоси стреляет в гигантского кабана – хранителя леса, и он в бешенстве врывается в мирную деревню. Принц Аситака убивает кабана, но тот успевает передать ему свое проклятье. Для того, чтобы избавиться от него, принц покидает деревню и отправляется в Древний лес. В пути герою предстоит встретиться с самыми разными людьми, кому-то из них необходимо понимание, другому – золото, а третьему – разговор по душам. Неравнодушному зрителю будет тяжело наблюдать за тем, как Миядзаки вскрывает человеческие пороки: глупость, злость, равнодушие, тщеславие…

Принц Аситака оказывается тем, кто не только понимает и принимает людей, но и помогает им найти лучшие черты в самих себе. Возможно, благодаря ему – его отваге и доброте, даже смерть великого Бога леса не становится трагедией для природы, но дает шанс на лучшее будущее. Несмотря на мрачность мифологического сюжета, мультфильм смотрится совсем не тяжело. Ведь обилие духов и богов не мешает развитию персонажей: девочки-волчицы, чья судьба напоминает судьбу Маугли Киплинга и принца Аситака.

Как и во многих других творениях Миядзаки, в конце происходит очищение и обнуление всех отрицательных героев, так что конец получится не удручающим.

Если кажется, что тебя никто не понимает – «Шепот сердца»

-7

Ученица средних классов Сидзуку Цукисиме очень любит читать. Но какой бы том она ни взяла в библиотеке, в его формуляре всегда значилось имя Сэйдзи Амасавы. За книгой Сидзуку чувствует себя по-настоящему счастливой – она летает в собственных грезах, мечтает о приключениях и новой, интересной жизни. Из романтических фантазий девочку выдергивают домашние хлопоты – требование мамы помыть посуду или приготовить обед, споры с сестрой и неприятная необходимость посещать школу. По случайному стечению обстоятельств Сидзуку все же знакомится с тем самым Сэйдзи. Как это обычно бывает в переходном возрасте, сначала ребята спорят, но позже узнают друг друга и становятся друзьями. Мальчик играет на скрипке и готовиться уехать в другую страну. Сидзуку опечалена, но вместе с тем она и завидует скрипачу, нашедшему свое призвание.

«Шепот сердца» – это фильм о взрослении и мечте о лучшем будущем, целеустремленности и тревоге от того, что не все высоты достижимы. Здесь главная героиня – это мечтатель, про которых говорят, что они не от мира сего. А трогательная дружба между ней и Сэйдзи заставит сердца биться чаще и без всяких поцелуев.