«В ожидании реформы», «обвиняют арбитражных управляющих», «вручение премии», «масштабные задачи», «вознаграждение управляющих», «размер компенсационного фонда вырастет», «съезд профсоюза», «разработать новый законопроект о банкротстве». Уходящий год был полон громких, будоражащих заголовков, которые, безусловно, никого не оставили равнодушным.
На управляющих писали жалобы, подавали иски, просили их о помощи и обвиняли. Год прошел «под знаком» принятия скандального закона, вопросов о статусе и вознаграждении управляющих, но, самое главное, бесконечных разговоров о необходимости нового банкротного законодательства. Давайте восстановим хронологию восемнадцатого, посмотрим, разрешились ли проблемы и посмотрим, какие перспективы приготовил год грядущий!
Содержание статьи:
Скандал №239932-7: обсуждение вознаграждения
Три миллиарда гарантий: диалог с Путиным и создание фонда зарплат
VII «Уральский форум арбитражных управляющих»: 80 правок, новый закон и вручение премии
KPI для управляющих: о том, как ФНС составила рейтинг арбитражников
Октябрь перемен: избрание нового директора РССОАУ
После боя курантов: что ожидает арбитражных управляющих в 2019 году
СКАНДАЛ №239932-7: ОБСУЖДЕНИЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ
Год начался с «наследства» 2017-го, когда в первом чтении приняли законопроект №163735-7. Он касался внесения поправок в закон о банкротстве, в части вознаграждения управляющих. Общероссийской Профсоюз Арбитражных Управляющих (ОРПАУ) предложил сбалансировать законопроект своими поправками, и рассмотреть в начале будущего года.
В итоге, уже в 2018-ом Министерство Экономического Развития (МЭР) несколько раз проводило заседания, но под разными предлогами так и не представило рассмотренный законопроект. В феврале сославшись на то, что разрабатываются поправки, в марте и июне просто так, без всякой причины.
В результате, вопрос о повышении вознаграждения предложенный ОРПАУ, так и остался без ответа. И пока откладывалось рассмотрение одного законопроекта, совершенно неожиданно чуть не приняли другой. Согласно ему, к 2020 году все СРО, под страхом исключения из реестра, обязаны войти в Национальное объединение, которым признается РССОАУ. При этом, выборы органов управления будут возможны только после 1 июня 2021 года, а до этого момента полномочия станет осуществлять действующее на тот момент руководство РССОАУ.
Также, поправки отменяют ежемесячные платежи АУ, вводя единовременную оплату спустя 10 дней после процедуры. По мнению авторов, такой подход «стимулирует не затягивать», а если «он (арбитражный управляющий) будет работать некачественно, то получит иск об убытках и штрафы». Вот такая арифметика, штрафы вместо оплаты.
Однако, попытка принять подобные изменения не осталась без внимания экспертов. По их мнению, предлагаемые поправки «противоречат конституции» и «нарушают баланс между должником и его кредиторами, делая уязвимой роль арбитражного управляющего в деле о банкротстве». Изменения, касающиеся оплаты вознаграждения, способны вынудить некоторых специалистов уйти из профессии, поскольку арбитражники будут нести расходы, связанные с процедурой банкротства за счет собственных средств. Помимо прочего, эксперты посчитали неприемлемой форму принятия поправок через второе чтение, путем включения их в другой законопроект. В итоге, рассмотрение было отложено до декабря. А обсуждения плавно перетекли от вознаграждения управляющих к зарплатам тех, чье предприятие – банкрот.
ТРИ МИЛЛИАРДА ГАРАНТИЙ: ДИАЛОГ С ПУТИНЫМ И СОЗДАНИЕ ФОНДА ЗАРПЛАТ
В это же время вопросы оплаты обсуждали Владимир Путин и глава Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков. Но это обсуждение касалось уже работников предприятий-банкротов. Шмаков предлагал пересмотреть очередность выплат, и в случае несостоятельности, в первую очередь, погашать долги перед сотрудниками, а уже потом налоги.
«Налоговая свои налоги, которые задолжало предприятие, снимает путем своего авторитета и прочих инструментов, которые есть у них, а заработная плата остается все время в невыплаченном состоянии», - рассказал он. По мнению главы ФНПР, такой подход повысит покупательную способность, что в целом окажет положительное влияние на развитие малых и средних предприятий.
Владимир Владимирович подтвердил, что данный вопрос уже неоднократно обсуждался, однако, до конца так и не был решен. В завершение беседы президент отметил, что «права людей, которые попали в трудное положение не по своей вине, безусловно, должны быть обеспечены».
И они будут обеспечены, но только к 2022 году. Об этом стало известно в конце года, когда на одном из телеканалов сообщили, что правительство приняло решение о создании гарантийного фонда. Согласно данным, правительство выделит на эти цели 3 миллиарда, которых по статистике хватит на покрытие всей задолженности.
Бизнес не будет вносить свою «лепту» в создание фонда, правительство возьмет все расходы на себя. Предполагается, что фонд будет выплачивать долги по зарплате за несостоятельных. А в процессе проведения процедуры банкротства, и реализации имущества должника деньги вновь вернут «гаранту зарплат».
Не опустеет ли гарантийный фонд при отсутствии имущества банкротов, узнаем только после 2022 года.
VII «УРАЛЬСКИЙ ФОРУМ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ»: 80 ПРАВОК, НОВЫЙ ЗАКОН И ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ
В октябре произошло другое важное событие в жизни арбитражных управляющих. Состоялся VII «Уральский форум арбитражных управляющих». Одним из главных событий форума стало выступление депутата Госдумы Михаила Бугеры. Как оказалось, он считает, что необходимо создать совершенно новую редакцию закона о банкротстве, поскольку существующее законодательство уже претерпело более 80-и правок, и сейчас на рассмотрении находится одновременно еще 5 законопроектов с очередными изменениями.
«Я не понимаю, как вы пользуетесь существующим законом», - обратился Бугера с риторическим вопросом к арбитражным управляющим. В новом проекте должна прослеживаться нить четкой государственной стратегии в отношении несостоятельности. Это то, чего сейчас не хватает. Государственные меры, на данный момент, носят фрагментарный характер, власти реагируют на конкретные ситуации, но не охватывают проблемы банкротства «широким взглядом».
Важно и то, что банкротство не должно означать лишь удовлетворение требований кредиторов. Арбитражник приходя не предприятие должен пытаться его реанимировать, и лишь после этого раздать все долги. Но, чтобы такой подход работал, необходима государственная поддержка, в первую очередь, выраженная в совершенно новом банкротном законодательстве.
К работе над новым законом Михаил Бугера хотел бы привлечь арбитражных управляющих, именно такая просьба прозвучала на форуме 25 октября в их адрес. Общероссийский профсоюз в ответ на это сообщил о начале работы над новым законопроектом.
Окончание форума управляющих было ознаменовано вручением премии «Арбитражный управляющий 2018». За победу в четырех номинациях боролись более 40 человек. Кандидатов представляли к премии СРО, а победителей, путем голосования, выбирали сами арбитражники.
KPI ДЛЯ УПРАВЛЯЮЩИХ: О ТОМ, КАК ФНС СОСТАВИЛА РЕЙТИНГ АРБИТРАЖНИКОВ
В конце октября сайт ФНС в свободном доступе опубликовал рейтинг арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций. Цель проста – мотивировать работать лучше и эффективнее, а СРО тщательнее следить за своими членами. Каждый желающий может ознакомиться, насколько качественно работали арбитражники два прошедших года.
Рейтинг составлен на основе данных, полученных Федеральной налоговой службой за 2015-2017 годы. В качестве ключевых показателей были использованы размер погашений требований кредиторов, отсутствие нарушений в действиях управляющего, эффективность реализации имущества и продолжительность процедур.
Источниками информации стали отчеты управляющих, сервис «Проверь арбитражного управляющего», судебные акты и единый федеральный реестр сведений о банкротстве. СРО получили оценку как среднее арифметическое баллов своих арбитражников.
По мнению самих управляющих, идея создания рейтинга давно назрела. Ведомства предлагали различные варианты, а ФНС взяла «на себя смелость» и сделала первый шаг в этом направлении. Неизвестно насколько объективны опубликованные сведения, поскольку к их созданию не привлекали арбитражников, а система расчетов «держится в тайне». Информации об этом нет в открытом доступе. За разъяснением проведённого анализа, ФНС просит обращаться управляющих через СРО, в котором они состоят.
Под вопросом и ценность составленного рейтинга. Насколько сильно члены СРО будут стремиться попасть в первые строки, и чем выгодно оказаться впереди других. По мнению арбитражных управляющих, необходимо собрание с представителями профсообщества и гос органами, на котором будут определены принципы составления рейтинга и присвоения баллов. А несколько дней спустя октябрь принес ее одни серьезные перемены.
ОКТЯБРЬ ПЕРЕМЕН: ИЗБРАНИЕ НОВОГО ДИРЕКТОРА РССОАУ
29 октября Общее собрание членов Российского Союза Саморегулируемых Организаций Арбитражных управляющих приняло решение избрать нового директора – Кирилла Ноготкова и обновить состав Совета РССОАУ.
Это событие вызвало ажиотаж в профессиональной сфере, а все из-за статуса нового руководителя. За годы существования РССОАУ, призванного создать условия для цивилизованной системы антикризисного управления, его руководителями становились люди далекие от профессии арбитражного управляющего. Кирилл Ноготков – первый профессиональный управляющий на посту директора Союза. «Нацобъединению не хватало кризисного менеджера в этой должности, понимающего специфику профессии» - высказал свое мнение Максим Лагода (член Совета Союза «СРО АУ Стратегия»).
С учетом биографии вновь назначенного на пост директора есть все шансы, что в 2019-ом сообщество ждут перемены к лучшему. Давайте подведем итоги уходящего года и узнаем, что ожидает арбитражников впереди.
ПОСЛЕ БОЯ КУРАНТОВ: ЧТО ОЖИДАЕТ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ В 2019 ГОДУ
ПОСЛЕ БОЯ КУРАНТОВ: ЧТО ОЖИДАЕТ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ В 2019 ГОДУ
Уходящий восемнадцатый остаил много нерешенных вопросов. Основной – новое банкротное законодательство, которое как надеются арбитражные управляющие, позволит решить сразу множество ситуаций. Но и без него, у 2019-го будет много проблем, каждая из которых требует немедленного решения.
Ждет «своего часа» вопрос статуса и повышения вознаграждения управляющих, а также решение Кирилла Ноготкова (директора РССОАУ) наладить диалог внутри профсообщества. Любые проблемы смогут решиться, если профсообщество будет услышано и сможет открыто высказывать свои пожелания, мысли и проблемы.
По мнению, Кирилла Ноготкова, в 2019 году нужно сделать все возможное, чтобы голос управляющего был услышан. На сегодняшний момент, арбитражники увлеклись дискуссиями внутри сообщества, и это привело к тому, что их не слышат, в отличии, например, от кредиторов.
Это если говорить о позитивных моментах. Однако, повышение минимального размера компенсационного фонда таковым не является.
50% разорения: компенсационный фонд 2019
Изменения вступят в силу 1 января 2019-го в соответствии с ФЗ 391 от 29.12.2015, и если поправки будут приняты, то это может привести к весьма «печальным» последствиям. Согласно новым правилам фонд должен вырасти с 20 до 50 миллионов рублей, а максимальная выплата будет достигать уже не 5 миллионов, а 50% от размера компенсационного фонда по одному случаю.
По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве в России действует 49 СРО. Если фонд каждой станет 50 млн., то всего для компенсаций будет 2 млрд. 450 млн. руб. В 2017-ом даже по «старым правилам» с арбитражных управляющих взыскали убытков на сумму 1 млрд. 362 млн., что составляет более 50% от «новых» размеров фонда.
Такими темпами в среднем за 2 года произойдет полное «разорение» компенсационного фонда. И тогда, управляющим придется вносить доп взносы, некоторые СРО могут прекратить свою деятельность, а работа арбитражников станет нерентабельной.
Если посмотреть «под другим углом», то «простая» математика покажет, та ситуация, что есть «заставит» ежегодно каждого управляющего пополнять фонд на 66 тысяч. А это уже превышает общегодовой размер членских взносов. Получается, в том виде, что есть, изменения «косвенно незаконны» и не могут быть приняты. Законодателям придется пересмотреть размер выплат по одному случаю и, либо сделать ее фиксированной, либо уменьшить процент.
ПОДВОДЯ ИТОГИ
2018-ый привнес в жизнь управляющих много перемен. Они были и позитивными и не очень, но важно другое, вопросы, которыми начался год, остаются актуальными до сих пор. Статус арбитражных управляющих до сих пор не определен, новое банкротное законодательство не написано. И там и там наметились сдвиги, но финиш еще «не появился на горизонте». И пока эти вопросы не решатся, каждый год будет закачиваться одинаково – надеждами, что будущий период оправдает ожидания и принесет арбитражникам определенность.
Читайте интересные кейсы и экспертные статьи в помощь арбитражному управляющему на сайте Rykov.pro