У графа Монте-Кристо нашелся еще один прототип - и это... английская монахиня начала XIV века!
Удивительную историю раскрыл один из шестнадцати томов реестра архиепископа Йоркского, охватывающих период с 1304 по 1405 год. В 1318 году архиепископ Уильям Мелтон записал на полях: "Уведомить Джоан из Лидса, бывшую монахиню монастыря святого Климента в Йорке, что ей следует вернуться в свою обитель".
К радости исследователей (и нас с вами), архиепископ записал для истории подробности того, как Джоан "бесстыдно отбросила религиозное благочиние и скромность, подобающую ее полу" и, "злоумышленно симулировав болезнь тела, притворилась умершей, не боясь за благополучие своей души, и с помощью многочисленных пособников-злодеев, с заранее обдуманным злым умыслом, изготовила куклу, подобную собственному телу, с целью ввести в заблуждение верных, и бесстыдно подстроила погребение куклы в освященном месте среди монахинь той обители."
После инсценировки смерти, продолжает архиепископ, "лукавым, гнусным образом... отвернувшись от благопристойности и блага религии, соблазненная неприличием, она непочтительно вовлекла себя и вывернула свою жизнь на путь плотской похоти, отказавшись от бедности и послушания; нарушив свои обеты и сбросив монашеское одеяние, она теперь бродит по земле к грозной опасности своей душе и к стыду всего своего ордена."
Что было дальше и вернулась ли Джоан в обитель - история умалчивает (во всяком случае, пока). Вполне возможно, что когда-нибудь мы еще узнаем, что все-таки случилось с Джоан дальше. Одну похожую историю мы уже знаем, в 1974 году она была напечатана в книге A History of the County of York ("История графства Йорк"): в первый год XIV века, то есть за семнадцать лет до Джоан, и в том же монастыре святого Климента, сестра по имени Сесилия вышла за ворота монастыря к "неким мужчинам", ожидавшим ее с оседланной лошадью, и, "сбросив монашеское одеяние, надела другое платье и ускакала с ними в Дарлингтон, где ее ждал Грегори де Торнтон; и с ним она прожила три года или больше".
По словам профессора Сары Рис-Джонс, главы проекта по исследованию реестров архиепископа Йоркского, это были не такие уж исключительные случаи - монахи и монахини, бывало, покидали свои монастыри. Как она объясняет, "Часто дело было в том, что они не желали соблюдать обет безбрачия и хотели покинуть обитель - это касается и женщин, и мужчин - для того, чтобы вступить в отношения и заключить брак. Многие их этих людей были отправлены в монастырь еще подростками, а потом не все из них обнаруживали в себе призвание к посвященной жизни."
Так что история Джоан не более и не менее исключительна, чем, скажем, история графа Монте-Кристо: мало ли было побегов, вот только много ли их совершалось с инсценировкой собственной смерти и похорон!