Найти тему
VIKENT.RU

Прожектёры, проектанты и изобретатели Европы XVI-XVII веков по оценке Вернера Зомбарта

Данная статья относится к Категории: Внедрение инноваций

Рис.1. Вернер Зомбарт
Рис.1. Вернер Зомбарт

«Существовала прямо профессия, «цех» прожектёров, задача которых заключалась, следовательно, в том, чтобы расположить в пользу своих планов князей, великих мира сего, богачей страны, побудить их к выполнению этих планов. Всюду, где имеются влиятельные лица: при дворах, в парламентах - мы встречаем таких прожектеров, но и на улице, на рынке они также стоят и предлагают» свои идеи на продажу. Ввиду того что это явление профессионального прожектёрства является чрезвычайно важным и все же до сих пор, насколько я усматриваю, не было описано ни одним историком хозяйственного быта в связи с последним, я хочу сообщить здесь некоторые подробности о распростанении и своеобразии этой человеческой разновидности, которую уже в её время называли «проектантами».

Уже в XVI столетии появляются такие «проектанты»: мы встречаем их в то время при дворах испанских королей. Об одном из них Ранке сообщает нам следующее:

«Не было ещё, в сущности, никакой науки о государственном хозяйстве; отсутствовали даже те познания, те навыки, в которых нуждается управление финансами в широком масштабе: выдвигались больше единичные личности, которые сохраняли, как тайну, результаты своих размышлений и соглашались сообщить их только за особое вознаграждение. Это как бы авантюристы и погибшие люди, которые, на счастье, отваживались опережать многочисленные ряды учителей и учеников камералистики. Это были главным образом флорентийцы. Некий Беневенто, который уже предлагал свои услуги венецианской синьории (чтобы, «не облагая народа податями, не вводя никаких значительных новшеств, основательно повысить её доходы»; при этом он требует только 5% тех выгод, которые он ей доставит), был одновременно призван двумя: император Фердинанд вызвал его к своему двору; он появился и у Филиппа. Этому последнему он действительно предложил выгодный план. По его совету Филипп в Зеландии откупил назад у владельцев привилегии солеварения, и т.д.»

Рис.2. Леопольд фон Ранке
Рис.2. Леопольд фон Ранке

Но настоящей эпохой прожектёрства явилось, по-видимому, только XVII столетие, такое благословенное и богатое и во всех других отношениях. Счастливая случайность сохранила для нас источник, из которого мы для Англии можем довольно точно установить время, когда прожектёрство достигло, во всяком случае, наибольшего распространения: этот источник - сочинение Дефо о проектах (An Essay on Projects), появившееся в 1697 г. и в 1890-м переведённое на немецкий язык Гуго Фишером под заглавием: «Социальные вопросы двести лет назад». В нём необычайно осведомлённый, как известно, автор характеризует своё время прямо как эпоху прожектёрства и называет 1680 год началом этой «эпохи»: «около 1680 г. искусство и секрет прожектёрства начали выползать на свет». Он разумеет этим, что, во всяком случае, никогда прежде не была достигнута такая высокая степень развития прожектёрства и изобретательства, «по крайней мере, что касается торговых дел и государственных учреждений».

В его время страна кишела такими людьми, «которые - не говоря о бесчисленных идеях, умирающих во время рождения и (подобно недоноскам мозга) появляющихся на свет лишь для того, чтобы распасться, - действительно ежедневно выдумывали новые ухищрения, уловки и планы, чтобы нажить деньги, о которых прежде никто не знал».

В другом месте он несколько точнее описывает, что подразумевается под названием «прожектёр»:

«Есть люди, слишком хитрые для того, чтобы сделаться в своей погоне за золотом действительными преступниками. Они обращают свои мысли на известные скрытые виды уловок и обманов, - просто иной путь воровства, такой же дурной, даже более дурной, чем остальные: так как они увлекают под прекрасными предлогами честных людей отдать им свои деньги и следовать их указаниям, а затем ускользают за занавес какого-нибудь безопасного убежища и показывают длинный нос и честности, и закону. Другие обращают под давлением необходимости свои мысли на добросовестные, основанные на почве честности и беспорочности изобретения. Людей обоих классов называют прожектёрами, и так как всегда бывает больше гусей, чем лебедей, то по количеству вторая группа значительно меньше первой».

Рис.3. Даниель Дефо
Рис.3. Даниель Дефо

«...Простой прожектёр, - продолжает Дефо, - есть поэтому презрительное обозначение. Прижатый к стене своим отчаянным имущественным положением до такой степени, что он может быть освобожден только чудом или должен погибнуть, он напрасно ломает себе голову в поисках такого чуда и не находит иного средства к спасению, как, подобно содержателю театра марионеток, заставлять кукол произносить высокопарные слова, объявлять то или иное как нечто ещё не существовавшее и раструбить его в качестве нового изобретения, потом добыть себе патент, разбить его на акции и продать их. В средствах и путях раздуть новую идею до невероятных размеров у него нет недостатка; тысячи и сотни тысяч - это самое меньшее, о чем он говорит, иногда это даже миллионы, - пока наконец какой-либо честный дурак из честолюбия не даст себя уговорить отдать за них свои деньги. И тогда - nascitur ridiculus mus. Бедному смельчаку предоставляется осуществлять дальше проект, а прожектёр смеется в бороду. Пусть водолаз опускается на дно Темзы, фабрикант серы пусть строит дома на пруде Тома Т-да, инженеры пусть строят модели и ветряные мельницы, чтобы черпать воду» и т.д.

Источник - портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы

Изображения в статье