Ну понятно, что это шутка юмора. На самом деле – это итальянский плакат времён фашизма. А Урбанский в фильме «Коммунист» – вот он:
Что лишний раз подтверждает аксиому – даже во времена Хрущёва советская пропаганда по привычке продолжала использовать стилистику фашизма.
Надо понимать, что коммунистический СССР стилистически начался с тщательного копирования фашистской эстетики. Это было достаточно удобно, учитывая, насколько тот же Владимир Маяковский был похож на Муссолини.
Эту голову Владимира Владимировича для музея на Лубянке сделали так удачно, что перенеси её в Рим, все бы подумали, что это Дуче.
И вообще эта голова очень хорошо вписывается в архитектурный ансамбль Лубянким, над которой словно витает дух гитлеровского архитектора Шпеера и его самого знаменитого заказчика.
Фашистской эстетикой в СССР увлекались в 20-е. Но с 1933 года СССР стилистически перескочил на копирование национал-социалистической Германии Гитлера. Естественно, после начала войны это явное копирование попридержали. А с 1943 года началось даже копирование эстетики царской эпохи – вновь была введена форма царской армии, по крайней мере для офицеров и прочее в таком же духе. Но после 1945 года копирование эстетики Рейха началось с удвоенной силой.
Придя к власти, Хрущёв начал борьбу со всем, что так или иначе напоминало Сталина. В том числе и со сталинской эстетикой – которая, суть, несколько видоизменённая эстетика Альберта Шпеера и Лени Рифеншталь. Но поскольку ничего в области визуальной пропаганды своего СССР не создал (за исключением будёновки, серпа и молота, Рабочего и Колхозницы Мухиной и милой эклектики ВДНХ), то пришлось вернуться к копированию фашизма (в облегчённой версии, разумеется).
Это удачно совпало и с большим увлечением советских режиссёров итальянским кинематографом 50-х, который весь был пропитан духом фашизма (эстетически, разумеется, а не идеологически). Вся эта петрушка продолжалось примерно до середины 60-х. Заключительным аккордом в истории фашистской эстетики в СССР следует считать создание в Волгограде скульптурной композиции «Родина-мать зовёт», которая была завершена в 1967 году, но создание её началось в 1959-м.
Композиционно и стилистически волгоградский монумент «Родина-мать зовёт» сильно напоминает немецкий памятник Арминию (разгромившему в V в.н.э. римлян в Тевтобургском лесу), созданный немецким скульптором Йозеф Эрнст Банделем в XIX веке
Сам Бандель, разумеется, никакого отношения к фашизму не имеет, но его памятник вдохновлял многих немецких национал-социалистов, включая Гитлера. Эстетически его копировали многие гитлеровские скульпторы. Ну и знамнеитый советский скульптор Евгений Вучетич, создавший монумент «Родина-мать зовёт», судя по всему тоже имел в голове образец Банделя.
Вспомним Вучетича, нельзя обойти молчанием и другой его памятник – «Перекуём мечи на орала», который установлен возле штаб-квартиры ООН (Нью-Йорк)
А это практически копия немецких памятников времён гитлеровского правления. Единственное отличие – в Рейхе скульптура прославляла воинов и милитаризм, так что там не могло быть памятников такого явного пацифистского содержания.
Но вернемся в СССР. После снятия Хрущёва, как это всегда бывало в СССР, началось стирание из памяти всего, что связано с его именем (как ещё первый спутник и Гагарина не стёрли, удивительно). Начался демонтаж и борьба с хрущёвской эстетикой (точно также, как несколько ранее Хрущёв боролся со сталинской). Ну а далее уже известно – в 70-х прорезался уже полностью собственный брежневский убогий стиль монументальной пропаганды. Который, с одной стороны, конечно вопиюще не мог оторваться от фашистских корней, но при этом полностью порвал со всякими представлениями о прекрасном (фашизм-то, как не крути, появился в величайшей архитектурно-художественной стране).
Тогда-то и появился пресловутый формализм – огромное количество красных транспарантов с уже ставшими бессмысленными лозунгами.
Нелепые огромные головы Ленина, более уместные на фоне египетских пирамид, какие-то схематично нарисованные трудящиеся на плакатах и прочий шлак.
Кого в 70-х могло вдохновить вот это?
Особенно когда на «гниющем Западе» во всю цветёт вот такое:
Или такое:
Или даже эдакое:
И хотя советские подростки (за исключением редких счастливчиков, например, у детей дипломатов) были лишены доступа к красочным оригиналам, а потому довольствовались чёрно-белыми любительскими фотографиями, сделанными с десятых копий, выглядящие примерно вот так:
Но даже в таком варианте это было куда интереснее и привлекательнее, чем вот такое украшение пейзажа: