Найти тему
Александр Ковалев

Закон о времянках

Читаю ленту казахстанских новостей, и вижу новость о том, что наши законодатели опять собираются принять какой-то нелепый закон. На этот раз – в связи с недавней трагедией в Астане, когда во времянке сгорели проживающие там пятеро детей, пока родители были на работе. Теперь законодатели хотят запретить людям жить во времянках.

Простите, а где же им тогда жить? Много лет назад я тоже некоторое время жил с друзьями во времянке. Не потому, что хотел сгореть, или нарушить закон – а потому, что денег на аренду чего-либо другого у меня тогда не было. А жить было где-то надо. Времянку сдавал дед за смешные деньги – не совсем умственно здоровый, вечно пьяный, и с огромной шишкой на затылке. Если бы к нему пришли проверяющие – он бы, скорее всего, ничего не понял. Жил он рядом в доме, мало чем отличающемся от нашей времянки – тоже с печным отоплением, деревянным, и без пожарной сигнализации.

И не очень понятно, кто в астанинской ситуации виноват. Родители, которые оба ходили на работу? А что, должны не ходить? Хозяин, пустивший их по доброте душевной жить во времянку за копейки, а то и вообще бесплатно? А где бы они тогда жили? Аренда более-менее благоустроенной однокомнатной квартиры в Астане стоит от ста тысяч тенге, да и не каждый пустит в однокомнатную квартиру такую ораву. Комната в общежитии, а они уже какое-то время стали там популярны, как при старом режиме, с общей стиральной машинкой, кухней, и туалетом в коридоре – стоит ненамного дешевле, тысяч от семидесяти в месяц. Точно так же, и хозяин не обязан был находиться дома, и, как привязанный, наблюдать за времянкой. Хотя виновным сейчас выставляют именно его – за то, что не сделал строение капитальным, не провёл центральное отопление, газ, и пожарную сигнализацию. На самом же деле, если бы добрый хозяин всё это сделал, ещё и вырыл бассейн, построил баню и сторожку – времянка бы стала уже благоустроенным коттеджем, а аренда такого на левом берегу стоит тысяч от пяти долларов в месяц. Таких денег у семьи явно не было.

Далее, не очень понятно – что же считать времянкой, согласно новому закону. Люди сейчас покупают дачные участки, и обустраиваются в дачных домиках. Или просто покупают сорокафутовый морской контейнер, ставят на участке, и обустраивают его в качестве жилья. Если подобные сооружения можно хоть как-то считать времянками (и всё равно непонятно, на каком основании людям можно запретить жить на купленной ими земле), то что будет говорить закон о вполне капитальных частных домах, которые отапливаются дровами или углём, и каких очень много в частном секторе? Ведь и такие иногда загораются. И на что будет реагировать пожарная сигнализация, если её установить? Ведь собственное жильё – не офис, и не учреждение, где многого нельзя. Хозяин может там, например, курить. Или жечь тряпки – странная идея, но кто может ему запретить даже такие идеи в собственном жилище, если это не мешает более никому? При нормальных законах – никто.

Резюмируя, наблюдаю странный трэнд. Хорошая и спокойная жизнь, пусть и является такой только на бумаге – приводит к демонизации любой трагедии, или даже факта. Пожары, даже и с человеческими жертвами, были и будут всегда – пожарная служба в том или ином виде существует, наверное, ещё с древних обществ. Врачи будут ошибаться всегда – даже и хорошие. Водители и пилоты будут ошибаться, иногда устраивая аварии, и давя людей. А когда их всех заменят роботы – будут ошибаться и они. Общество вообще не является, и никогда не будет идеальной безошибочной машиной, никакое – оно к этому просто не предназначено. «Нищих будете иметь всегда» (Мк.14). Тем не менее, пытаясь доказать, что будет – законодатели каждый раз бросаются искать виновного, и менять законы. Так в случае со сгоревшими в Астане детьми, скорее всего, посадят хозяина дома – просто за его доброту. И так во всём. Ошибся один врач во время операции – тут же ввели ответственность для всех, так, что они теперь боятся эти операции делать, и спихивают тяжело больных друг другу, или домой. Нашли какого-то террориста, одного, снимавшего жильё нелегалом – тут же ввели регистрацию для всех, по типу советской прописки. Убил какой-то один бандит другого из травмата – запретили травматическое оружие. Завтра, если кто-то зарежет кого-то кухонным ножом – запретят, как в СУАР отдельным группам граждан, иметь дома кухонные ножи? Вроде бы, к этому не идёт – но никто не знает, за какой границей начинается абсурд, никто не может установить этих границ. Улучшится ли жизнь людей от того, что им запретят жить во времянках? Мне кажется – нет.

Да, отчасти правы те, кто винят социальные и экономические причины – не все могут снимать достойное жильё, мало строится социального жилья, кредиты доступны не всем. Но, с другой стороны. «Нищих будете иметь всегда». То есть, несмотря на любые социальные программы – всегда будут люди, которые не знают про эти программы, понятия не имеют, какие они бывают, и где становиться в очередь. Будут те, кто не может найти нормальную работу – не потому, что работы нет, а просто не знают, как её искать, и давно опустили руки. Будут такие, которые могли бы жить в квартире – но не хотят, или не могут жить с родителями, поэтому снимают времянки. Будут люди, которыми овладела охота к перемене мест, и они уехали из своей дыры в столицу бедствовать – хотя бы потому, что в столице есть куда пойти с детьми, и лучше школы. И хоть как улучшай жизнь общества в целом, такие отдельные люди будут всегда – даже и через тысячу лет.