Попав в выставочный зал еще до полного оформления выставки, когда не были указаны исполнители, я с интересом разглядывала изделия декоративно-прикладного искусства. Оказалось, что это работы студентов и преподавателей Уфимского художественно-гуманитарного колледжа (УХГК).
К восхищению добавилось и удивление: авторы — студенты! Не случайно открытие выставки состоялось 25 января — в студенческий праздник «Татьянин день».
В просторном зале старинного особняка представлены живопись, графика, лаковая миниатюра, батик, роспись по дереву, флорентийская мозаика, ювелирные изделия, и выполнены они в лучших традициях народного творчества.
В 1974 г. в Башкирию пригласили специалистов росписи по дереву в стиле «хохлома» из г. Семеново Нижегородской области, где в XVII в. зародился этот промысел.
На предприятии «Агидель» в том же году создали дневной филиал ВГПТУ № 4 по подготовке мастеров этого профиля. С 1978 г. началось создание стиля башкирской росписи. Разработчиками стали сотрудники НИИ НХП (народно-художественного промысла) под руководством Коромыслова. На основе технологии хохломы сложили орнаментальный язык башкирской росписи. После этнографических экспедиций были введены S-образные, сердцевидные, коггевидные элементы, изображение цветка курая, расширена цветовая гамма, включен коричневый цвет.
Само училище, размещенное в Уфе по улице Рыбакова, 6-а, претерпев ряд переименований, стало называться с 2015 г. художественно-гуманитарным колледжем. С 2002 г. колледж входит в состав Гильдии ювелиров РБ, а с 2004 г. — в состав Ремесленной палаты РБ.
На выставке стиль башкирской росписи по дереву представлен предметами старого и современного быта: комплекты из столов и стульев, подставки, вазы различных размеров и форм, батман для меда, щит воина, сувенирные изделия.
Выставка изобилует предметами, расписанными в технике «хохлома». Масляные краски в традиционно красных, оранжевых, золотых тонах пущены по черному фону. Изделия словно жаром горят и сразу привлекают внимание.
Фигуры двух лебедей, увеченных знаками королевского отличия, — экспонаты крупной формы — символизируют лебединую верность, это творчество студенток Е. Ивановой и Г. Мухамедьяновой. Интересна работа Сафиулли-ной — декоративный черпак под названием «Ложке — 1000 лет», где в росписи к традиционным ярким цветам добавлена оживляющая зелень.
Центральным в экспозиции являются настенные подвески — панно «Моя республика» с изображением гербов городов Башкортостана, выполненные башкирской росписью и техникой макраме.
На противоположной стене красочное панно из войлочных нитей полно символики. Войлок — легкий, пластичный материал традиционен для рукоделия в Башкортостане, а сочетание ремесла и новаций дает интересное дизайнерское решение. Пример тому — работа преподавателя О.В. Серебренниковой, в которой звучит перепев времен года. Голубизна весеннего неба перекликается с яркостью щедрой осени; тонкие нити сплетаются в косички, сливаются в тугую косу, и фантазия зрителя усматривает в изображении и «древо жизни» с надежными, уходящими вглубь корнями.
Два пейзажа преподавателя В.П. Никишова полны весеннего пробуждения и осенней тихой прелести. Узнаваемость одной и той же местности придает особую притягательность работам.
Триптих И. Ивановой (графика, тушь, перо) «Птицы России» художественно совершенен в изображении крылатых и полон иносказательности. И еще серьезная работа — триптих Юлии Баевой. Ее фантазия углядела в узорах скалистых гор образы людей-исполинов, их хмурые, тревожные лица — это загадочные «Сказы древнего Рифея»...
Городские пейзажи Оксаны Каревой полны реализма и романтизма. Картины с узнаваемыми домами старых построек выполнены в стиле батика. Через теплые тона автор передает свою любовь к городу, а зритель проникается щемящим чувством расставания с обликом Уфы уходящей.
Лебединая тема звучит и в работе Е. Лаховой «Лебединая верность». Это уже в другой технике, с использованием синего, зеленого — цветов, отображающих водную гладь и оперение птиц. Композиция из блюда-озера и двух грациозных лебедей предназначена автором для свадебного подарка.
На двух витринах представлены ювелирные изделия. В сложной работе — панно «Всадник» — студент Т Мунаваров использовал нейзильбер, мельхиор, фианиты. Пояс «Модерн» А. Гафиятуллиной заставил автора кропотливо поработать с медью, камнями и применить пайку, чеканку, гибку оксидирование — вот такие приемы освоила девушка. Женские нагрудники, украшения, сувениры — все дышит
Выставка полна предметов быта: самовары, чаши, блюда, жбаны — все словно просятся в дом — крышки открываются, краны отворачиваются, объемы емкостей готовы принять яства; прялки с веретёнами, солидные сундуки, готовые принять домашний скарб; мишки, охраняющие бадьи для меда; настольная лампа, забавные куклы.
А еще видим крепких и ладных матрешек, шахматный стол в комплекте с величественными тронами для чемпионов в ожидании баталий; подсвечник, казалось бы, способный и без свечей осветить за счет оформления: ярило на корпусе «горит» золотом. Все со вкусом декорировано с использованием разных техник.
Времена года
Лебедь. Хохлома.
Женский русский костюм выполнен из яркой парчи, полон кокетства и народных мотивов.
В лаковой живописи представлены фрагменты сказок, легенд, завораживающие пейзажи, а футляры для народного инструмента — курая, украшенные лаковой живописью, наверняка, являются подарочными экземплярами.
«Верные друзья», рисунки студентки Косаревой, — это говорящие образы собак с дружелюбными взорами, а кропотливо, по волоску выписанная шерсть животных говорит о мастерстве молодого автора.
изяществом и соткано из фантазии, умения и труда.
Творчеством молодых художников движут впечатления, свободная мысль, фантазия, неугасимая энергия и кропотливость в исполнении. Мастера ГМ. Кашапова, Л. Чепайкина, О.П. Сальникова, Н.И. Храмова, Н.М. Абрамова, О.Н. Гладких, И.Н. Нехорошева, ювелиры-мастера Л.Р Ахунова и И.Е. Курбатова справедливо гордятся своими учениками.
Авторы многих работ давно «оперились» и отмежевались от альма-матер, но некоторые прежние воспитанники остались в стенах колледжа в качестве преподавателей, в том числе Василий Петрович Никишов, представленный на данной выставке художественными полотнами, и куратор экспозиции Юлия Линафовна Луценко.
Дипломные работы студентов как методический материал навсегда оседают в недрах музея колледжа. Творчество студентов и преподавателей многократно представлялось на городских, республиканских, всероссийских и международных выставках и конкурсах, в том числе «Живая кисть», «Молодые дарования», «Мастерами славится Россия», «Ладья».
Лариса МИХАЙЛОВА
Прпеподаватели колледжа и работники библиотеки
Уже в день открытия выставку посетили ученики художественных курсов. Очень юные, возможно, еще не уверенные в своем выборе, они хаотично передвигались средь обилия экспонатов, им еще трудно разобраться в своих впечатлениях. Девушки толпятся у витрин с бижутерией: глянец и матовость природных камней, окутанных металлическим ажуром, завораживают и воспринимаются ими как крошечные шедевры.
Цель демонстрации художественных изделий студентов не только зрелищная, важно профессионально ориентировать молодежь. Цельные, завершенные произведения студентов не только дипломного уровня, а разных периодов обучения, несомненно, вдохновят начинающих умельцев.
В хорошо освещенном зале само расположение экспонатов продуманное и эстетичное. В этом помещении Национальной библиотеки им. А.З. Валиди на Октябрьской
Лебединая верность
революции, 10, в отделе искусств под руководством Эльвиры Ваисовны Еникеевой регулярно устраиваются различные выставки со свободным доступом к осмотру — и в этом одна из форм просветительской деятельности библиотеки.
Выставка работает до 25 февраля.