В западных странах круг давно - это главная дорога. Но в СССР почему-то так не сделали и на кругу действовало правило простой помехи справа. Если нет явных знаков приоритета, то преимущество у того, кто на круг въезжает. Во многих странах СНГ, например в Беларуси и Казахстане такое правило действует до сих пор. А вот в России ситуация запутанная. Последние десять лет власти говорят, что хотят сделать круг главным, как в Европе. И многим водителям не понятно, приняли ли это изменение окончательно, или все так и осталось как было.
Круг главный или нет?
В ноябре 2017 года в России окончательно вступил в действие закон, который сделал круг главной дорогой. В многолетней путанице поставлена точка и правила у нас теперь такие же, как в Европе. Но нужно понимать, что этот закон касается очень маленького количества кругов. Потому что он относится только вот к таким круговым перекресткам, где есть знак со стрелками, но нет явных знаков приоритета, например, “уступи дорогу” или “главная дорога”.
Если знаки приоритета есть, то принятый закон не имеет к таким кругам никакого отношения. И до, и после принятия закона руководствоваться нужно именно знаками. С их помощью в нашей стране круг обычно делают главным. Для этого перед въездом на круг ставят знак уступи дорогу.
И новый закон никак не повлиял на такие круги. Единственное, в этих случаях закон по сути сделал знаки избыточными, потому что теперь круг главный просто по умолчанию, даже если знаков нет. Новый закон ничего не изменил и для таких случаев. Если стоит знак, что главная у въезжающего на круг, то нужно руководствоваться именно знаком и те, то на кругу должны уступить.
Отдельно нужно сказать, что по пдд, перекресток считается круговым только если стоит знак со стрелками.
Если знака со стрелками нет, то новое правило на нем не действует, и нужно руководствоваться знаками приоритета, а если их нет, то правилом помехи справа. Знака со стрелками обычно нет на сложных перекрестках с элементами кругового движения. Внешне они похожи на круг, но по пдд это кругом не считается и новое правило не действует.
Перекрестки без знаков приоритета встречаются редко, поэтому многих автомобилистов новое правило не затронуло. В некоторых городах, например в Краснодаре и Ульяновске, вообще нет круговых перекрестков без знаков приоритета. В Москве и Санкт-Петербурге круги без знаков приоритета есть, но их всего по несколько штук. Хотя в этом как раз и может быть опасность. Если такие круги встречаются редко, есть большая вероятность, что не все водители знают, что правила на них изменились. Поэтому при подъезде к такому кругу помните, что он теперь главный и нужно уступить. А если вы уже едете по такому кругу, помните, что еще не все знают об изменениях, поэтому проезжайте аккуратно и только убедившись, что вам уступают.
А что в других странах СНГ?
Год назад примерно в одно время с Россией такой же закон приняла Украина. Так что круг теперь главный и там. А вот в Казахстане и Беларуси все осталось по прежнему и действует помеха справа.
Какой поворотник включать перед кругом?
Въезд на круг считается поворотом направо, поэтому подъезжая к кругу водитель всегда обязан включать правый поворотник.
Это очень странное правило, потому что в нем нет никакого смысла. Это даже скорее вводит других водителей в заблуждение. Они могут подумать, что правым поворотником показывается намерение съехать в первый съезд. И если водитель поедет, например до второго съезда, это может стать неожиданностью.
По ПДД водитель не должен вводить в заблуждение своим поворотником других участников движения. Поэтому тут есть противоречие. С одной стороны водитель обязан перед кругом включать правый поворотник, а с другой стороны он не должен никого вводить в заблуждение.
Лично я это странное правило не соблюдаю и при въезде на круг включаю левый поворотник, а правым пользуюсь только если мне надо в первый съезд. Это логично и мой маневр становится понятен. Многие водители делают также и я рекомендуют поступать так всем. Но помните, что формально это нарушение и можно получить штраф 500 рублей. Но штрафуют за это редко и к тому же штраф можно оплатить со скидкой 50%, то есть по факту сумма получается 250 рублей.
Со мной согласились не все зрители, некоторые считают, что при въезде надо включать правый поворотник. Обсуждение можете почитать в комментариях к видео на моем ютьюб канале:
Какую полосу занимать?
Въезжать на круг можно из любой полосы. Но на самом кругу при въезде можно занимать только крайнюю правую полосу.
То есть сразу выехать в левую или среднюю полосу нельзя. Хотя это правило не строгое, в пдд написано, что делать так надо “по-возможности”. И получается, что если возможности нет, то можно занимать не крайнюю правую полосу, а какую-то другую. Формулировка расплывчатая, поэтому я советую действовать просто разумно. Например ,если на круг заходит плотный поток машин и вы находитесь в левом ряду, то не лезьте в правый ряд, а спокойно заехайте в средний или в левый. Не переживайте и делайте так, как будет удобно и безопасно. Тем более, что за нарушение этого правила нет штрафа.
Когда вы едете по самому кругу, то действуют те же правила, что и на обычной прямой дороге. При перестроении между полосами на кругу нужно также включать поворотник и уступать тем, едет, не меняя полосы движения.
А съезжать с круга можно только с крайней правой полосы. Тут многие путаются, поэтому еще раз. Заезжать на круг можно с любой полосы, а вот съезжать только с крайней правой. Поэтому перед съездом нужно заблаговременно перестроится в правую полосу. За нарушение этого правила штраф 500 рублей.
Также после съезда с круга на дороге нужно занимать крайнее правое положение. Но это тоже нужно делать “по-возможности”, и за это нет штрафа.
Можно ли останавливаться на кругу?
Может показаться удивительным, но на некоторых кругах можно не только остановиться, но даже оставить машину на длительную стоянку. Сделать это можно, если есть 5 метров до пересечения проезжих частей. Это контринтуитивно, потому что круг - это перекресток, а обычно на перекрестках останавливаться нельзя. Но в правилах нет запрета парковаться на перекрестках. Остановка запрещена на пересечениях проезжих частей и ближе пяти метров до них. Обычно весь перекресток - это и есть пересечение проезжих частей, поэтому остановка запрещена. А вот на круговом перекрестке это не так. Поэтому, если отступить 5 метров от пересечения проезжих частей, то парковаться можно.