Найти тему
News-24.ru

Толерантность добралась до мира моды

За последнее время сразу несколько модных домов столкнулись с обвинениями в расизме: что-то не так то ли с модными брендами, то ли с толерантностью.

11 февраля пришлось извиняться компании Katy Perry Collections (принадлежит американской певице Кэти Перри). Бренд снял с продажи черные туфли, которые были выпущены летом 2018 года, одна пара стоила около $130.

Коллекция была придумана «как дань современному искусству»: дизайн обуви напоминал лицо с глазами, треугольным носом и ярко накрашенными губами. Туфли выпускались в девяти оттенках (синий, золотой, черный, графитовый, свинцовый, бежевый, розовый, красный и серебристый), но только темный вариант вызвал нарекания общественности.

Кэти Перри «расстроилась, когда узнала, что эти туфли сравнивают с образами, напоминающими темнокожее лицо». Она подчеркнула, что дизайнеры никому не хотели причинить боль.

Чуть раньше — 6 февраля — компания Gucci угодила в скандал из-за женской водолазки-полубалаклавы стоимостью $890. Ее ворот можно натянуть на половину лица, вокруг рта изображены ярко-красные «губы».

Она из коллекции осень–зима 2018, в которой были представлены трикотаж и лыжные маски — в том числе балаклавы в различных цветовых решениях. Но черная водолазка оскорбила афроамериканцев: они увидели в ней аллюзию на blackface — грим, который в XX веке белые американцы использовали для создания карикатурного образа темнокожих.

Итальянский бренд в твиттере извинился за «оскорбление, вызванное дизайном водолазки-балаклавы». Изображение «расистского» свитера было удалено с сайта компании, его изъяли из продажи во всех магазинах Gucci. «Этот инцидент станет важным уроком для команды Gucci и для всех остальных», — подчеркнули в компании.

Если Кэти Перри отказалась от черных туфель, Adidas исключил белую модель кроссовок из линейки Ultraboost Uncaged ($180) и изъял ее из магазинов. Дело в том, что белые кроссовки попали в линейку одежды и обуви, вдохновленной Гарлемским ренессансом — культурным движением 1920–1930-х годов периода расцвета афроамериканской культуры. Компания признала, что они «не отражают дух или философию Adidas и то, как мы должны относиться к Месяцу афроамериканской истории». (Месяц афроамериканской истории проходит в феврале по всем американским штатам и канадским провинциям в поддержку темнокожих людей, он посвящен вкладу афроамериканцев в культуру и борьбе с расизмом.)

В прошлом году расизм и blackface увидели в брелоках Prada, которые изображали обезьянок с большими красными губами. Компания прекратила выпуск оскорбительных аксессуаров. Извинившись, компания сделала пожертвование нью-йоркской организации, которая борется за расовую справедливость, и объявила о создании специального совета, который будет консультировать дизайнеров.

Но больше всех досталось компании H&M, которая разместила в своем интернет-каталоге фото темнокожего мальчика, рекламирующего толстовку Coolest monkey in the jungle («Крутейшая обезьяна в джунглях»). При этом белые дети рекламировали одежду с изображениями жирафов и тигров. Компанию вынудили закрыть магазины в ЮАР — протестующие устроили погромы. От сотрудничества с компанией отказались темнокожие баскетболист Леброн Джеймс, музыкант The Weeknd, футболист Ромелу Лукаку.

В начале этого года под раздачу попал и Moschino. Правда, не за одежду. Уволенная сотрудница утверждает, что компания предвзято относится к найму темнокожих работников, а продавцы бутиков особенно пристально следят за афроамериканскими покупателями. Девушка подала на Moschino в суд.

Впрочем, достается и селебритис. Например, актрису Зои Салдану раскритиковали за грим в фильме «Нина» — байопик про соул-певицу Нину Симон: многих не устроило, что актриса загримирована под темнокожую женщину.

В конце октября 2018 года телекомпания NBC разорвала контракт с известной телеведущей Мегин Келли (Megyn Kelly) — та неосторожно высказалась перед Хэллоуином. «Но что такое расизм? На самом деле вы попадете в беду, если вы белый человек, который вдруг решил надеть черную маску на Хэллоуин, или, наоборот, если вы черный и примеряете белый грим. Когда я была ребенком, нормальным считалось одеться как какой-нибудь вымышленный персонаж». На следующий день после эфира телеведущая публично извинилась, но все равно была уволена.

В конце ноября 2018 года fashion-индустрию потряс еще один скандал. На этот раз в расизме обвинили Dolce & Gabbana — и вовсе не за blackface. Модный дом призвали бойкотировать китайцы. Причина — три рекламных ролика «DG любит Китай», снятые к модному показу в Шанхае.

Пользователи сервиса Weibo сочли их оскорбительными и расистскими: модель азиатской внешности пытается есть палочками европейские блюда. В ролике с канноли закадровый голос говорит: «Он не слишком большой для тебя?» К тому же в субтитрах вместо китайских иероглифов итальянцы умудрились использовать японские.

Подлили масла в огонь скрины переписки от лица Стефано Габбаны, в которых он называет Китай «невежественной, вонючей, грязной мафией», а китайцев — еще большими расистами, чем он: «весь мир знает об их отношении к собакам».

Через несколько дней руководство Dolce & Gabbana заявило, что их аккаунт был взломан – они глубоко уважают китайский народ. Но китайцы решили бойкотировать бренд (при этом китайский рынок покупает примерно треть предметов роскоши в мире). Показ Dolce & Gabbana в Шанхае был отменен.

Вывод из всех этих скандалов простой: мир моды и мир ее потребителей сильно отличаются. И первому приходится считаться с мнением второго.