Найти тему
Алгоритмика

Как научить детей достигать целей?

Каждый родитель, безусловно, хочет видеть своего ребенка в будущем успешным, хорошо образованным и гармонично развитым человеком, способным добиваться поставленных целей. Для этого папы и мамы стремятся развить у своих сыновей и дочерей такие качества как упорство, терпение и трудолюбие. Но при этом нередко родители забывают о таком качестве как целеустремленность.

Нужно знать, что целеустремленность не базовый инстинкт человека. Родителям не стоит рассчитывать на то, что ребенок сможет самостоятельно освоить этот полезный навык. Именно папы и мамы должны помочь в развитии силы воли и настойчивости.

Прежде чем давать советы, зададимся двумя вопросами.

1. Надо ли добиваться от ребенка сразу каких-то четких и ясных целей?

2. Как добиться от него стремления достичь цели, которую он перед собой ставит?

Первый вопрос непростой, но ответить на него можно примерно так: добиваться надо, но не обязательно четких целей. Прежде всего, необходимо убедиться в посильности поставленной задачи. Второй вопрос еще более сложный, но если ставить перед ребенком небольшие и выполнимые задачи, то вполне возможно он скоро и сам захочет идти вперед.

Предлагаем вам несколько простых, но, по нашему мнению, действенных советов.

  • Прежде всего будьте сами примером для своего ребенка. Дети многое берут от своих пап и мам, «впитывая» в себя какие-то их качества.
  • Поддерживайте вашего ребенка во всех его начинаниях, мотивируя его доводить начатое дело до конца.
  • Усложняйте предлагаемые задачи, но при этом разбивайте их на несколько, более легких этапов.
  • Самое важное правило — мотивация, поощрение и создание доброжелательной атмосферы. Доверив своему ребенку выполнение задачи, не стоит его постоянно одергивать, поправлять и упрекать. Самостоятельность в правильных рамках — отличная тренировка для преодоления трудностей.

Целеустремленность является главным качеством личности. Умение ставить цели — первая ступенька к успеху. Но умение ставить цели и добиваться их часто не под силу даже взрослому человеку.

Подспорьем в решении этой проблемы может стать метод SMART, который построен на методике, основанной на точной постановке задач, доказавшей свое право на существование и эффективность. SMART-цели способны подготовить человека к активной работе по реализации задуманного. Так почему бы не обучить этому методу постановки целей наших детей?

SMART — это аббревиатура. Самым популярным переводом и расшифровкой можно считать следующий вариант:

  • Конкретность Specific).
  • Измеримость (Measurable).
  • Достижимость (Achievable).
  • Реалистичность (Realistic).
  • Определенность по срокам (Time-bound).

В каждой букве также определены основные требования к формулировке целей, по сути, это уже готовый план. Они необходимы для запуска психологических механизмов реализации целей. При этом имеется и несколько правил. Давайте их рассмотрим на конкретном примере, который можно применить к большинству школьников — завершить четверть по математике без троек.

  • Конкретность. На этом этапе нужно максимально четко описать цель — завершить четверть по математике без троек.
  • Измеримость. Этот этап нужно описать при помощи чисел, конкретных дел и характеристик. Исправить три тройки по математике. Две тройки — за домашнее задание и одна тройка — за контрольную работу.
  • Достижимость. На этом этапе ребенок должен понимать, что цель ему по силам. И что у него достаточно знаний и навыков, чтобы ее достичь. То есть ребенок должен осознать, что ему придется задержаться дополнительно в школе, чтобы переписать контрольную работу и выполнить дополнительно 6 задач, чтобы исправить две домашние работы.
  • Реалистичность. Это определение истинности цели. Действительно ли выполнение данной задачи позволит достичь желаемой цели? На этом шаге ребенок должен понимать, что именно оценки за контрольные и домашние работы влияют на его итоговый результат по математике.
  • Определенность по срокам. До 10 марта необходимо исправить три тройки по математике.

В Международной школе программирования «Алгоритмика» развитию навыков постановки и реализации задуманного служит работа детей всех возрастных групп над проектированием и разработкой своих идей – мультфильмов и игр. В процессе работы ребята ставят цель — создать мультфильм, оценивают свои ресурсы, определяют приоритетность задач. Например определяют, что важнее для сюжета игры: запрограммировать действия второго героя или поменять цвет шляпы у первого.

Данная деятельность помогает мальчикам и девочкам и за пределами «Алгоритмики» — дома, в школе, в общении с близкими и друзьями. Постоянный мониторинг показывает, что у ребят улучшаются математически и логические способности, повышается общая успеваемость, укрепляется самодисциплина.

Пусть одной из ваших целей будет воспитать у своего ребенка целеустремленность, и результаты не заставят вас ждать. Вы увидите, как ваш ребенок преодолевает трудности, идя к своей мечте, а его победы будут и вашими победам.