Текст: Николай Марков
Что случилось после 2004 года? Исправив те «косяки», за которые ругали мичуринские автобусы, завод вынужденно поднял себестоимость своей продукции и в какой-то момент столкнулся с нехваткой оборотных средств. Не берусь судить, какие именно экономические ошибки были допущены руководством, но факт заключается в том, что к 2005 году производство автобусов встало, а ЗАО «МЗПА» обанкротилось. Однако в этот раз заводу повезло: он не «пал смертью храбрых», а в том же году возродился в качестве ЗАО «Мичуринский автобус» под крылом нового собственника – владимирского холдинга «РосАвтоМаш». Проведенная реорганизация и техническое переоснащение производства, очередная модернизация автобусов (дальнейшее введение в конструкцию узлов импортного производства, формирование списка опций) и построение новой собственной сервисно-сбытовой сети позволили за неполных три года снова выйти на докризисные объемы производства. При этом внешне воскрешенные «мичурики» стали еще более привлекательными за счет преимущественной окраски кузовов в яркие цвета: желтый, оранжевый, ярко-зеленый, синий и т.д. Вот несколько примеров таких машин с обновленной цветовой палитрой:
В обычный белый цвет автобусы, конечно, по желанию покупателя тоже могли окрасить. Но когда я был на заводе в мае 2008 года, на площадке готовой продукции белые машины были в явном меньшинстве. Зато одну из них я весьма подробно поснимал – вот ниже несколько тех кадров, дающих представление об устройстве мичуринских автобусов самых поздних выпусков.
Для больших мичуринских «междугородников» стали доступны «мягкая» панель приборов от китайского автобуса Golden Dragon и автоматическая коробка – на автобусе, показанном на фото ниже, они как раз и смонтированы:
А вот на фотографиях ниже еще один необычный мичуринский автобус: его построили в декабре 2007 г. по заказу из Москвы. Это не пассажирская машина, а библиобус – то есть передвижная библиотека. В отличие от городской модели, он имеет лишь две входные двери, а в салоне смонтированы стеллажи для книг и два столика для чтения в задней части.
В 2008 году в Мичуринске началось серийное производство малых автобусов серии «4251» на китайском шасси DongFeng: им уже был посвящен ОТДЕЛЬНЫЙ ПОСТ, так что повторяться не будем. Остается только привести несколько статистических цифр по последним годам работы завода. В 2005-м – год банкротства ЗАО «МЗПА» – завод выпустил всего 32 автобуса. После рестарта в 2006-м сделали 88 машин, в 2007-м – уже 162. Год 2008-й обещал стать еще более успешным: в первом полугодии построили 89 автобусов. Это позволяло рассчитывать по итогам года выйти за цифру в 200 единиц. А дальше приключился кризис, и фактически удалось построить лишь 115 машин. Спрос начал катастрофически падать, причем мичуринское предприятие осталось без государственной поддержки и на федеральном, и на региональном уровне. Традиционные потребители автобусов МАРЗ, оставшись без возможности кредитования, от закупок техники отказались практически полностью. Результат – падение выпуска в 2009 году до 19 единиц. В этой связи завершение сертификации больших автобусов с дизелями Yuchai и Cummins уже никак не могло повлиять на оживление спроса… В 2010-м автобусное производство было выведено в новое юрлицо ООО «Мичуринский автобус», а всего завод смог собрать 32 машины. Это, конечно, было ниже порога рентабельности. И в 2011-м, собрав последние 11 автобусов и исчерпав сроки действия ранее выданных ОТТС, завод встал. Теперь уже навсегда…
Начало нашей многосерийной саги про автобусы МАРЗ читайте здесь:
ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2
ЧАСТЬ 3
ЧАСТЬ 4
ЧАСТЬ 5