Иногда, чтобы начать новый бизнес, нужно избавиться от старого, не приносящего прибыль.
Трудно начинать новое дело, когда прежние обязательства и долги связывают по рукам. Не подскажу как вести себя в прочих сферах бизнеса, но поделюсь опытом удачного расставания с проблемными магазинами.
Расставаться с магазином тяжело. Каждый предприниматель надеется, что черная полоса пройдет и вот-вот на горизонте покажется удача. Выручки вырастут, проблемы закончатся, и жизнь наладится, как в недалеком прошлом.
Нет! Так уже не будет!
Если хозяин чувствует, хоть и не признается сам себе, что торговля идет не так, значит, скоро вал проблем только увеличится. В розничном бизнесе нужно суметь вовремя трезво оценить перспективы, и принять решение о закрытии магазина.
Причин снижения оборотов множество:
· падение покупательской способности;
· напор федеральных ритейлеров;
· закредитованность;
· ошибки управления.
Предпринимателю нужно отбросить эмоции и поглядеть на бизнес со стороны, а лучше обратиться к близкому знакомому, тоже предпринимателю, с просьбой оценить ситуацию. Часто, чужое мнение, основанное на реальном положении дел, подталкивает к нужному решению.
Если решение о закрытии принято, составляется календарный план закрытия магазина.
Сроки закрытия зависят от запаса прочности.
Лучший вариант - подгадать месяц окончательного закрытия магазина на пик продаж.
У большинства ритейлеров пик в декабре, но специфика товара разная. Например, мы закрывали магазин в апреле, когда был пиковый спрос на детские коляски.
Если в запасе остается 5-6 месяцев или почти год, рекомендую сделать следующие шаги:
1. Договориться с арендодателем на снижение аренды с частичным отказом от лишних площадей (если это возможно). В этот момент начинаем продавать ненужное оборудование, которое высвобождается, при отказе от лишних площадей.
2. Немедленно приступить к распродаже самых старых «висяков». Цены ронять до минимальных, не смотреть на закупочные. Цель – избавиться от проблемных позиций, а не заработать.
3. Ходовой товар заказывается в прежнем режиме, но с учетом даты закрытия.
4. Немедленно начать избавляться от лишнего персонала.
5. Постараться перейти на реализацию. Нам удалось добиться условий оплаты товара по реализации с несколькими основными поставщиками. В итоге, непосредственно перед закрытием оплаченного товара оставалось не более 30% от общей товарной массы. Непроданные позиции возвращали обратно поставщику. Конечно, поставщики, на этом этапе, не должны знать о планах по закрытию магазина.
6. Оцените суровость прочих поставщиков. Попытайтесь вернуть неликвидный товар обратно, или обменять на более ходовые позиции. Такой подход не указывает на скорое закрытие, а подтверждает желание оптимизировать торговлю. При закрытии с некоторыми также можно рассчитываться товаром. Особенно хорошо такая схема действует, если форма собственности вашего бизнеса ООО. Поставщики понимают, что при закрытии с вас взять будет нечего, поэтому соглашаются хотя бы на товар, даже и не свой. Если у вас ИП, по этой схеме будет работать сложней (индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам личным имуществом), но все зависит от лояльности поставщиков.
7. На долгом сроке закрытия (от 4 месяцев), распродажи проводят частями. Покупатели не должны понимать, что магазин движется к закрытию. Скидки должны быть разумные, но регулярные. Такая схема помогает избавляться от позиций, которые оборачиваются медленно. Обязательно рекламируйте акции. Дешевле выходит реклама в собственных группах в социальных сетях + наружная реклама (штендеры, небольшие баннеры, листовки и обычные листы А4, вывешенные при входе в магазин).
8. Деньги, высвобождаемые при продаже товара, аккумулируются для проведения окончательных расчетов с персоналом, бюджетом, кредитами и арендой. Важно точно рассчитать бюджет заранее, чтобы при падении продаж (товарная масса будет уменьшаться, и продажи соответственно будут падать), не остаться без денег на первоначальные нужды.
9. В идеале, непосредственно перед закрытием в магазине должны остаться неоплаченные товары, основные долги оплачены, деньги для расчетов с персоналом и арендодателем, отложены. За месяц до закрытия начинаем окончательные распродажи. Цены устанавливаем на уровне закупочной + от 5 до 15%, чтобы после расчета с поставщиком что-то оставалось себе. Собственный товар распродаем с максимальными скидками, по ценам ниже закупочной. За месяц до закрытия начинаем распродажу оборудования. Этот процесс не быстрый.
10. Как расставаться с персоналом зависит от того, как у вас построены официальные отношения, но лучше договариваться с каждым полюбовно.
11. При расставании с арендодателем нужно попытаться «впарить» ему оборудование в счет оплаты аренды. У нас такой вариант прокатил при закрытии двух магазинов. Арендодатель впоследствии сдавал помещение вместе с оборудованием, главное, чтобы оно было универсальным (стеллажные системы Русь, например).
Избавление от старого бизнеса вызывает грусть, но и дает облегчение. Отлично, если после расчетов с кредиторами останутся деньги на новые проекты, но если и не останутся, главное произошло – руки освободились!