( Destroyer, 2019, США)
Кабы я намедни не обнаружил Николь Кидман в "Аквамене" очень даже бодрую и симпатичную, мог бы подумать о ней во "Времени возмездия" невесть какого мрачняка. А то и вовсе не узнал бы её, кабы не имя на постере, в титрах и новости о том, что Кидман за эту роль выдвинули на "Золотой глобус" в номинации "Лучшая актриса". Хотя за что ей вдруг привалило такое счастье, неведомо. По-моему, для хорошего актёра сыграть алкоголика и неврастеника не бог весть какой надрыв пупка и уж точно не высший пилотаж.
В данном случае награду заслуживают разве что гримеры Николь. Те, кто превратил её в страхолюдину по имени Эрин, от одного вида которой кони встают на дыбы, а мужики чешут репу и отбрыкиваются: не-не-не, это, нафиг, перебор... даже если набухаюсь вусмерть... даже если с ней на пару... даже если она сама на меня залезет... даже если перед этим она мне заплатит... даже если много.... короче говоря, пардоньте, дамочка, я пас! А главное, как только Эрин всё ещё умудряется работать в полиции, если от неё с утра разит огнеопасным перегарищем, а на лице постоянно отпечатана вся "винная карта" окрестных баров?
Ну ладно, оставим в покое местный скандальный образ Кидман и её актерское мастерство в целом. Пусть меня и удивляет, за что ей тут расточают комплименты, но злобной критики она тоже не заслуживает. Как, впрочем, и сюжет картины режиссерши Карин Кусамы в целом. Однако, если порезать эту историю на дольки и принюхаться к каждой из них, выглядит она уже не столь равномерно прожаренной и вызывает вопросы к повару.
Перво-наперво хорошие новости. Несмотря на российское название "Время возмездия" (и оригинальное "Destroyer" тоже), это кино не очередная перепевка "Жажды смерти", которыми нас потчевали в прошлом году (сам её римейк с Брюсом Уиллисом и "Багровая мята" Пьера Мореля), а более запутанный и глубокий в драматическом плане триллер. Чем он и радует. Всё-таки количество героев-мстюнов обоего пола на кино- и телеэкранах в последнее время и так зашкаливает, чтобы их дальнейшее неконтролируемое размножение можно было приветствовать. Конструкция сюжета тоже ловко жонглирует флэшбэками Эрин с её действиями в настоящем времени, отчего развязка картины представлена в довольно неожиданном ракурсе. Вдобавок центральная перестрелка тоже неплоха. Не на уровне перестрелки из культовой "Схватки" Манна, конечно, да и сама идея копов открыть пальбу первыми (!) поверх голов мирных граждан выглядит по-идиотски. Но чисто с технической стороны режиссера-женщину в этом вопросе можно похвалить, чего уж там.
И к плохим новостям. Их мало, но эти погрешности встают перед зрителем ребром и от них так легко не отмахнёшься.
Речь идёт о разбалансированном сюжетном темпе. Который очень долго раскочегаривается - аккурат до упомянутой выше перестрелки, - а потом снова сбавляет обороты. И чем ближе к финалу, тем страдательных рефлексий здесь становится всё больше, а драйва меньше. Не спорю, что история Эрин в итоге получилась и уникальной, и психологичной. Когда-то в молодости она, копша, работала под прикрытием, потерпела в этой роли фиаско и вот спустя аж 16 лет не искупленные ею грехи молодости наконец-то её настигли. Аккурат тогда, когда она стала алкоголичкой, неврастеничкой и просто не-красавицей. Классно! Но, черт возьми, Кусама, почему нельзя было впрыснуть в картину ещё больше адреналина, которого ей так отчаянно не хватает? Образ Эрин получился выпуклый и живой, времени на его раскрытие уделено предостаточно. Так почему бы не сделать её до-о-олгие (особенно в конце) разговоры с непутевой дочкой и поездки по городу на машине хотя бы раза в два покороче, а вместо них добавить иной движухи для разнообразия? Тем более в криминальной разборке, которую лишняя погоня или перестрелка никогда не портит, а, наоборот, исключительно бодрит.
Но нет, Кусама имеет свой собственный взгляд на криминальные драмы, нежели её известные собратья по данному жанру вроде того же Манна и Скорцезе. И всерьез уверена, что зевота - именно то, что нужно для полного удовольствия зрителю во второй половине фильма.
***
В общем, нетривиальное и психологически сильное, но на две трети, увы, вялотекущее кино. Кабы не добротная боевая кульминация, явно обязанная встряхнуть нас, чтобы мы не заснули на половине, фильм точно не спасли бы ни скандальная роль Николь Кидман, ни шокирующие эпизоды, в которых она идет вразрез с шаблонами жанра, что тоже выглядит свежо и приятно. Ну а в сумме достоинств у "Времени возмездия" набирается всё же достаточно, чтобы хотя бы один раз, но вы его посмотрели. Только запаситесь на всякий случай крепким кофе, чтобы досидеть до развязки и не проспать в ней всё самое интересное.