О, сколько нам загадок чудных приготовила юкатанская сельва. Глядя на эти величественные пирамиды, многочисленные скульптуры, которыми и сегодня пусть и в слегка подпорченном виде облеплены фронтоны дворцов, строящихся под руководством выдающихся архитекторов и художников того времени (чего стоит только одно панно, украшающее дворец правителя в Ушмале, площадью более 700 кв. м и на оформление которого пошло более 20 тысяч!!! каменных плит), невольно задаешься вопросом, неужели все эти величественные строения: пирамиды, храмы, обсерватории и прочие спортивные объекты доколумбовой цивилизации соорудили вот эти, как нам представлялось примитивные, полные суеверий и предрассудков древние племена, именуемые народом майя.
Но с другой стороны, не такие уж они и примитивные, ежели сумели еще две тысячи лет назад изобрести календарь, который до сих пор точнее нашего современного григорианского календаря. Да разве только календарь? Эти доисторические звездочеты, сидя в своих караколях (обсерваториях) рассчитали не только годовой солнечный цикл, который, как известно, равен 365 дням, но и лунный. А как этим жрецам науки пришло в голову вычислить циклы Марса, Юпитера и Сатурна (уверен, что большинство из нас эти планеты и по звездному атласу-то на небе не сыщет) и исходя из их траекторий разработать таблицы солнечных затмений… И зачем им все это нужно было? Неужто только для того, чтобы, предсказывая эти самые затмения, держать в страхе и повиновении свой многочисленный народ? Ну, а если они были такими всемогущими, то почему так вдруг взяли и покинули свои насиженные места? Ведь никто силой их из этих городов не выгонял… Загадка…
Для чего тогда нужно было строить эти величественные храмы, расписывать их необыкновенно живописными фресками, увидев одну из таких фресок, я был уверен, что ее реставрировали уже в наши дни, настолько она была яркой, живой, и как мне показалось напоминающей картины импрессионистов… Но нет, это древнеиндейское полотно никто вот уже более двух тысяч лет не подновлял. А выглядело оно куда свежее, нежели знаменитая фреска Леонардо да Винчи. Возможно, секрет живых красок, коими пользовались древние живописцы, заключался в их необычном составе. А использовали майя для их изготовления каменную муку, коричневато-серую юкатанскую землю, растертые кости (не исключено, что человеческие), истолченную в порошок разноцветную древесину тропических растений, листья, цветы и, куда ж без этого — кровь.
Вообще, как я уже писал, человеческая кровь играла у майя особую роль. И кровопускания у них были в большом ходу. Естественно, что для такой ответственной процедуры должен был быть и соответствующий повод: неурожай, там, засуха, болезни, война… и пр. Тут уж без помощи богов было никак не обойтись… А поскольку все они питались исключительно человеческой кровушкой, то и поставлялась она на стол небожителям регулярно. Но что интересно, далеко не каждый гражданин майя мог попотчевать ею своих могущественных защитников. Боги принимали сей дар только от себе подобных, а ими могли быть либо царь с царицей, либо жрец со жрицей… Короче, лица, приближенные к небожителям. Так что быть царем у майя было хоть и почетно, но и обременительно. Ведь ритуал кровопускания был очень даже болезненным и заключался в протыкании языка, ладоней и, извините за откровенность, мужского детородного органа. Мало того, чтобы кровь текла как можно дольше, через проделанные отверстия продевали верёвку, изготовленную из стеблей агавы… Были и другие хитроумные приспособления, всякие крючки, ковырялки, дробилки, улучшающие кровоток. Многие из них мне довелось лицезреть в археологическом музее славного города Паленке. И если бы не знать для чего они были предназначены, можно было бы подумать, что это инструменты какого-то средневекового эскулапа.
Впрочем, мы немного отвлеклись от нашего повествования. Ведь не кровожадные ритуалы одной из древнейших доколумбовых цивилизаций привели меня в эти непроходимые джунгли…а те тайны и загадки, которые скрывает юкатанская сельва.
А они нас подстерегали повсюду.
Так в Ушмале, городе, построенном трижды (так дословно переводится с майянского его название), и раскинувшемся в самом центре Страны Низких Холмов (на языке майя это звучит значительно лаконичнее — Пук, а точнее — Пуук или еще правильнее Пууук), где дожди большая редкость, а жара наоборот, в чем мы смогли лично убедиться, меня поразило еще одно чудо инженерной техники, придуманное индейцами. Здесь, в известняковых скалах, древние гидротехники высекали так называемые чультуны — цистерны, в которых как в искусственных сенотах в сезон дождей накапливалась вода, чтобы в засушливый период ею снабжать жителей города. А баня, сооруженная из камней, подобно финской сауне… Оказывается, несмотря на сорокаградусную жару, древние индейцы тоже были не прочь попариться… Признаться, для меня было неким открытием узнать и то, насколько богата и разнообразна местная флора и фауна. Ну ладно там еще обезьяны, попугаи, игуаны, которые здесь путаются под ногами, как собачки, ну ладно еще змеи, гигантские пауки и еще более гигантские бабочки с неимоверно яркой окраской и такими же яркими названиями: Монарх, Белый павлин, или пощелкивающий на лету ажурными крыльями Гамадрил, которого за эту его особенность называют Щелкунчиком. Ну ладно там термиты, эти прожорливые твари свили свои гнезда чуть ли не на всех деревьях сельвы. Кстати, по совету нашего проводника (потомственного майя) мы разорили один из таких термитников, дабы полакомиться белыми муравьями. Оказывается, термиты представляют из себя живой природный протеин. Да, да, тот самый протеин, с помощью которого наши спортсмены наращивают свои мышцы. Меня не удивило и то, что по этому самому Пууку (Стране Низких Холмов), впрочем, как и по Лакондонским лесам, несмотря на изнуряющую жару и отсутствие постоянных водоемов скачут быстроногие олени, больше смахивающие на наших косуль. И из шкур этих карликовых оленей современные потомки майя изготавливают для многочисленной армии туристов сувениры: нанося на их хорошо выделанную поверхность копии сюжетов с многочисленных храмов и пирамид древней империи. Я тоже не преминул приобрести парочку таких панно с изображением календаря майя и «Паленским космонавтом». Я нисколько не сомневался и в том, что некогда юкатанские леса населяли черные ягуары — не зря же этот зверь является чуть ли не главным символом империи майя (ну не считая, конечно, пернатого змея Кукулькана и славной птички — Кетцаль).
Не зря же трон правителей и в Ушмале, и в Паленке, и в Эк Баламе и в Чичен Ице выполнен в виде фигуры ягуара. Но повстречать в Стране Низких Холмов… слонов я никак не ожидал…
Правда, сразу оговорюсь, не живых, а выполненных в виде многочисленных скульптурных изображений. Особенно их много на фасаде дворца Правителя в Ушмале, верхнюю часть которого украшает огромный рельеф высотой 3 метра (о нем я уже упоминал раньше), сложенный примерно из 20 тыс. каменных плит. По углам этот дворец украшен огромными слоновьими головами с гордо поднятыми хоботами.
Правда, ученые — маяноведы утверждают, что это никакие не слоны, а маски весьма почитаемого у майя бога дождя — Чака. А этот бог всегда изображался с вот таким длинным носом. Да и вообще, откуда в Центральной Америке быть слонам? Ну тапирам, еще куда ни шло, они до сих пор водятся в этих землях. Но слоны! Однако, замечу, что не я первый увидел в этих изображениях слонов. Пальма первенства здесь принадлежит некому графу Жан-Фредерик де Вальдеку, обнаружившему их еще в начале XIX века и на основании этого сделавшего сенсационный вывод: дескать, поскольку на территории Центральной Америки вот уже более 12000 лет нет ни слонов, ни мамонтов, предками майя были народы из Африки или Азии (скорее всего египтяне или иудеи), которые знали слонов… или возраст майя более 12000 лет.
И хотя многие ученые считают графа авантюристом и, думается, небезосновательно: личность его весьма загадочна и противоречива, начиная от места рождения — то ли Праги, то ли Вены, а может, и Парижа, и заканчивая его странствиями по свету, тем не менее именно Вальдек первый исследователь, подробно описавший и Ушмаль, и Паленке. Даже полностью обанкротившись, измученный от тропической лихорадки, он прокладывал путь к покрытым буйной растительностью храмам, изо дня в день просиживал на тропической жаре с планшетом на коленях, чтобы запечатлеть величественные строения майя: храмы, дворцы, пирамиды. И пускай у Вальдека они сильно смахивают на древнеегипетские, в конце концов он был больше художником, романтиком и фантазером, нежели ученым, тем не менее, именно Вальдек первым поведал современному миру об этой таинственной и загадочной цивилизации… Зародив новую науку — майяноведение. Он пробудил в нас жгучий интерес и любопытство к этой древней цивилизации.
И сегодня загадки майя волнуют, будоражат воображение и дают почву для разных научных и околонаучных теорий. Побывав здесь, в этих непроходимых тропических лесах, восхищаясь увиденными дворцами, пирамидами, храмами, созданными древними зодчими более двух тысяч лет назад, я понял, насколько еще таинственен и загадочен наш мир, как он многообразен. И как здорово, что мне посчастливилось хоть краешком прикоснуться к нему.
Ну а впереди нас ожидала встреча с загадочным Паленке, где под тяжелой плитой покоится инопланетянин ( по совместительству вождь майя -Пакаль)
Приветствую Вас!
Меня зовут Вячеслав Каминский.
Я журналист, писатель, автор многих книг и сотен путевых очерков.
С детства мечтал о путешествиях, поэтому пошел учиться на геофак в Калининградский государственный университет. Десять лет ходил в море на научно-поисковых судах, был инженером-гидрологом, помогал рыбакам искать рыбу. Потом увлекся журналистикой. Работал в разных газетах, пока не создал свою и более двадцати лет был ее редактором.
Много путешествую и рассказываю об этом в своих путевых заметках и книгах.
Я очень люблю наш город Калининград и с удовольствием провожу индивидуальные экскурсии на личном транспорте по Калининграду и Калининградской области.
Кроме того, я — профессиональный фотограф, качественно и оригинально запечатлю самые яркие моменты Вашего отдыха.
+79062172655
Cайт: http://megasambia.ru