Классе в седьмом преподавать физику к нам в школу явился маэстро. Докторская диссертация, работал в МГУ и даже, болтали, в Гарварде. Романтические девчонки (то есть мы) умирали от любопытства: почему он оказался в обычной школе? Несчастная любовь? Интриги коллег?
Преподаватель загадочно молчал. Положением школьного учителя неприкрыто тяготился. Школьный учебник презирал.
Спрашивает, например, с неприятной ухмылкой:
- Литвинова! Что такое диффузия?
Я барабаню, как написано.
- Это явление, когда вещества сами собой смешиваются друг с другом.
Он смеётся:
- Сами собой – это как?
Я молчу.
Он сначала ставит «двойку». А потом, очень красиво и просто, объясняет.
И вот кончается четверть. Мне – отличнице и примерной девочке – грозит «трояк». На итоговой контрольной учитель даёт кошмарно трудные задачи. Класс в панике. Списать не у кого. Я даю ответы абсолютно от балды и ухожу домой рыдать.
А на следующий день узнаю: в классе двадцать «двоек». Остальные «тройки». И одна «пятёрка». У меня.
До сих пор не знаю, что за чудо спасло. Контрольную на уроке не разбирали, к учителю я подойти не решилась. А в первый день после каникул наш маэстро явился в школу пьяным, его прямо с уроков забрали в вытрезвитель и потом сразу уволили.
От «пятёрки» остался странный привкус – радостный и, одновременно, противный. Вроде повезло, но особой радости нет.
И физику я – как не знала, так и не выучила.
Похожий случай произошел, когда уже училась в университете. На дворе девяностые, перестройка, нищета и бардак. Все вокруг мечтают сбежать за границу – где спокойно, сыто и чисто. И вдруг я вижу объявление: в столице открывается американская бизнес-школа. Спонсоры- американцы. Обучение бесплатное. Диплом магистра. По окончании – стажировка, а потом и возможность остаться за рубежом.
Одна беда: конкурс сто человек на место. И сдавать надо два предмета – английский и математику.
Инглиш я тогда учила изо всех сил: сидела в библиотеке иностранной литературы, читала книги, смотрела фильмы, зубрила грамматику. А вот с математикой дела обстояли ещё хуже, чем с физикой в школе. Я ее не знала. Вообще.
Однако выход нашла. Один из моих поклонников учился на мехмате, блистал на международных олимпиадах. Я уговорила молодого человека тоже подать документы в бизнес-школу и подсунула ему свой экзаменационный лист.
В итоге по математике получила (чужими мозгами) сто баллов из ста возможных.
Уже чемоданы паковала, собиралась покорять мир.
Но пошла сдавать английский, в котором ни капли не сомневалась - и позорно его провалила.
В бизнес-школу меня не взяли.
Тут я окончательно поняла: не построишь жизнь с помощью одной Фортуны. Слишком она капризная дама.
Возможно, кому-то и удаются - мошенничества, афёры. Но только не мне. Так что приходится жить по Томасу Джеферсону.
Он сказал так:
- Я твердо верю в удачу. И я заметил: чем больше я работаю, тем я удачливее.