22% россиян готовы участвовать в уличных акциях протеста ради изменения к лучшему ситуации в стране, следует из данных нового опроса «Левада-центра». 77% опрошенных исключают для себя такой вариант решения проблем.
- Наиболее популярным среди россиян способом достижения позитивных изменений в стране является голосование на выборах за партии или кандидатов, предлагающих близкий респонденту план преобразований – эту точку зрения разделяют 71% опрошенных. Не готовы действовать таким способом ради улучшения дел в стране 29% респондентов.
- Подписывать открытые письма и петиции готовы 53% россиян, 46% опрошенных заявили о своей неготовности к таким действиям.
- Обращаться в органы исполнительной власти высказали готовность 49% респондентов, тогда как 51% считает такой способ действий неподходящим для себя.
- 30% россиян готовы принимать участие в работе общественных и политических организаций, 69% респондентов не готовы к действиям подобного характера.
- Почти четверть россиян (24%) готовы работать волонтером в различных общественных и политических организациях, 76% опрошенных заявили обратное.
- Только каждый десятый гражданин России готов выдвигать свою кандидатуру на выборы различного уровня, 90% респондентов не рассматривают такую возможность.
Комментарий эксперта
С чем связан такой выбор форм гражданской активности среди россиян? По мнению кандидата политических наук, доцента кафедры социологии и политологии исторического факультета ВГУ Романа Савенкова, российские граждане выбирают ту или иную форму участия в общественной жизни в зависимости от ее сложности и затратности для себя: «Вы же обратили внимание, что, судя по опросам, респонденты выбирают наиболее простые, не затратные для себя формы гражданского участия – анонимные либо незатратные. Анонимные – это выборы, почти 70% респондентов выбрали именно такую форму гражданского участия. Они легальные, удобные и не требуют больших затрат. Далее в тройке лидеров форм гражданской активности идет то, что не требует конкретных действий – подписание петиций, обращение в органы государственной власти. Россияне не любят оставлять свои персональные данные, однако они выбирают эту форму активности, поскольку она проста и понятна», – рассказал «Полиграф.Медиа» политолог.
Другие формы гражданской активности не имеют особой популярности среди россиян ввиду своей затратности и необходимости вносить немалый личный вклад: «Все остальные формы, требующие большей активности и большего собственного вклада, не получают особой популярности. Та цифра, которая, может быть, стала предметом спекуляций в СМИ, что 22% россиян готовы принять участие в протестных акциях, митингах – это все выплеск общественного недовольства социологам. Как правило, реальное участие в акциях протеста в десятки раз меньше декларируемого. На словах люди готовы выступить, но реально, как правило, не участвуют в подобных акциях. Этот показатель, даже его растущая динамика, не говорит нам о том, что непременно завтра начнутся массовые протестные акции», – заявил эксперт.
По мнению политолога, на заявление респондентов об их готовности участвовать в протестных акциях влияет эмоциональный всплеск от количества протестных акций: «Люди увидели, что в ходе борьбы против пенсионной реформы количество протестных акций выросло, и ощущение, что этих акций будет больше, убеждает человека в том, что он тоже может принять в них участие. В целом рост эмоциональности и недовольства относительно этого решения власти совсем не сигнализирует нам о реальной готовности принять участие в протесте, все это происходит немного по другим механизмам вовлечения».
Эксперт также считает, что на мнение граждан относительно выбора форм общественного участия влияет масштаб мероприятия и его успешность: «Без сомнения, позитивный опыт формирует привычку и готовность повторить этот опыт. Мы не наблюдаем результативных массовых акций, скорее, они носят локальный характер и не становятся массовым социальным опытом, который бы стал знаменем позитивного опыта для большинства», – резюмировал эксперт.