Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. С начала года в Узбекистане стартовала налоговая реформа. Правда пока принесла она больше вопросов, чем ответов.
У предпринимателей и простых граждан возникает все больше непонимания – что же кроется за этим пресловутым НДС и кто платить будет? На фоне неутихающих споров и сомнений мы решили пообщаться со специалистом в сфере экономики, кандидатом экономических наук Фарходом Курбанбаевым.
По мнению эксперта, изменения в налоговом законодательстве на 2019 год, разработанные экономическими ведомствами и отдельными специалистами, не в полной мере отвечают требованиям, поставленным президентом страны перед ними в части налоговой реформы.
"Принятые долгожданные меры по снижению налогов на труд, имущество, отмена налогов с выручки (3,2%) крупных предприятий и введение порядка зачета НДС по приобретенным основным средствам могут дать лишь ограниченный общий положительный эффект и не могут дать в целом ожидаемых результатов в условиях, когда сохраняется ряд негативных факторов", – рассказал Курбанбаев.
Среди них экономист выделяет следующие:
- общеустановленная 20%-ная ставка НДС, учитывая недостаточную развитость экономики и цивилизованного созидательного легального частного бизнеса, является непомерной нагрузкой для экономики в целом.
- отсутствие необлагаемого минимума доходов физических лиц, приближенного к стоимости минимальной "потребительской корзины" – к прожиточному минимуму, по-прежнему будет серьезно препятствовать легализации бизнеса.
- введение дифференцированных ставок упрощенного порядка НДС без зачета "входящего" НДС фактически означает сохранение и более того повышение ставки налога с выручки для предприятий с оборотом от 1 до 3 миллиардов сумов.
"Налог с выручки, учитывая, что он рассчитывается не в процентах к доходу, а в большей части в процентах к расходам, ни при каких ставках, ни для какой отрасли, ни для какой категории предприятий – юридических лиц, ни при каких объемах оборота абсолютно неприемлем. Данный налог был и остается одним из главных недостатков налоговой системы", – считает Курбанбаев.
К примеру, при 20%-ной рентабельности налог с выручки, называемый по принятому закону "упрощенный НДС", изымает у бизнеса: торговых предприятий – 34-36%, строительных организаций – 44-48%, предприятий общественного питания и гостиниц – 55-60%, остальных отраслей, в том числе производственных предприятий, – 39-42 % прибыли.
С учетом других налогов (на имущество, прибыль, воду, землю), замечает эксперт, налоговая нагрузка предприятий с оборотом от 1 до 3 миллиардов сумов существенно увеличивается. И это объективно не может не сказаться на ценах – как на товары производственного назначения, так и на потребительские товары и услуги.
"Кроме того, принятые изменения осложняют и запутывают налоговое администрирование в части налоговых проверок и в комплексе с мерами по фактическому принуждению к переходу в общеустановленную систему и сохраняющейся практикой предоставления индивидуальных льгот, могут привести к спаду деловой активности, снижению эффективности регулирования экономики на рыночных принципах", – отмечает собеседник.
По мнению Фархода Курбанбаева сейчас, прежде всего, необходимо:
- приостановить действие принятых законов в части изменений, приводящих к осложнению ведения бизнеса, в частности, в части, касающейся НДС (за исключением пункта о зачете НДС по приобретенным основным средствам).
- упрощенная система НДС с дифференцированными ставками без зачета "входящего" НДС – ошибка, которую необходимо признать и исправить.
"Для дальнейшей оптимизации налоговой системы необходим глубокий макрофинансовый анализ и взаимосвязанный анализ макрофинансовых балансов: доходов и расходов бюджета страны и внебюджетных фондов, денежных доходов и расходов населения, исполнения сводного кассового плана банков и показателей оценки внебанковского налично-денежного оборота, валютного баланса страны, торгового и платежного балансов страны", – отметил он.
По результатам макрофинансового анализа, считает экономист, целесообразно разработать предложения по корректировке мер, направленных на оптимизацию налоговой системы, предусматривающие, в частности:
- значительное снижение ставки НДС;
- полный отказ от налогов, исчисляемых с выручки, для всех категорий предприятий независимо от объема оборотов;
- установление необлагаемого подоходным налогом минимума, приближенного к стоимости минимальной потребительской корзины. Данная мера является исходной точкой, фундаментальной, цементирующей основой налоговой реформы, необходимым условием реализации созидательного потенциала трудовых ресурсов, улучшения делового климата и обеспечения на этой основе ускоренного роста экономики страны;
- уменьшение штрафов и смягчение санкций за налоговые правонарушения;
- восстановление практики периодической документальной налоговой проверки предприятий с ориентацией на содействие налогоплательщикам в выполнении ими своих налоговых обязательств;
- отказ от внедрения новых видов налоговых проверок типа "хронометражное обследование", "тематическое экспресс-изучение", которые могут создать множество проблем на практике, основанных на субъективизме.
"При смягчении санкций за налоговые правонарушения налоговые проверки в большей степени станут для предприятий своего рода бесплатным аудитом и будут способствовать выполнению налоговыми органами возложенных на них законодательством задач по оказанию всемерного содействия налогоплательщикам в выполнении ими своих налоговых обязательств", – заключил эксперт.
Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.