Главной новостью последних недель остаются события в Венесуэле. И главная она потому, что эта латиноамериканская страна очень богата нефтью (Венесуэла расположена на самом крупном в мире нефтяном бассейне) и несмотря на это правительство президента Мадуро и его ставленники в отрасли умудрились привести социалистическими методами страну к практически полному коллапсу экономически, инфляции в 2 000 000%, пустым полкам в магазинах и электричеству с водой по 2 часа в сутки. Занятно. А еще занятно то, что Мадуро и компания являются хорошими друзьями президентов Путина и Порошенко.
Покойный Чавес (предшественник Мадуро) только официально посетил Россию суммарно больше раз, чем все лидеры латиноамериканских и африканских стран которым мы выдаем многомиллиардные кредиты, а потом прощаем. Кстати о кредитах, в экономику Венесуэлы Роснефть (а значит и вы, мои дорогие налогоплательщики) инвестировала более 17 млрд долларов. На фоне всего, в Венесуэле идут непрекращающиеся демонстрации населения. А правительство во главе с Мадуро в ответ обвиняют во всем запад.
Из страны на данный момент иммигрировало уже более 3 млн человек, а это, на минуточку, около 10% от населения страны. США пару дней назад даже разместили ограниченный контингент морских котиков на своих границах, чтобы пресечь переход границы венесуэльцами. Триггером к народным волнениям также стало и то, что Мадуро выиграл недавние выборы с множеством фальсификаций и официальным запретом для оппозиционных кандидатов на участие в них, продлившим его срок еще на 5 лет. Как ни странно, эти выборы не были признаны большинством стран, даже странами Латинской Америки.
На гребне народных волнений и общего недовольства общественности происходящим, Хуан Гуайдо (председатель национальной ассамблеи Венесуэлы) поставил под сомнение легитимность президентства Мадуро и объявил себя временно исполняющим обязанности президента страны. Его же в свою очередь ПРИЗНАЛИ большинство стран Латинской Америки, большинство стран Европы, а также США, Канада и Австралия. НЕ ПРИЗНАЛИ Гуайдо только Мексика, Россия, Китай, Иран, Турция, Сирия и Беларусь. Не на какие мысли не наталкивает?
По последним данным венесуэльские военные, которых называют главной силой в данном кризисе, отказались защищать власть Мадуро. Ну прямо как в СССР в августе 1991 года.
Какие выводы мы можем извлечь и что будет с российскими деньгами, инвестированными в эту страну?
Начнем с насущного, с российских инвестиций. Они, как и все прочие инвестиции в прочие псевдо-социалистические государства, потому что назвать режим Мадуро социалистическим у меня лично язык не повернется, пропадут. Венесуэлу сложно назвать социальной страной. Когда вами управляет некто кто считает, что он знает лучше вас как вам жить, как строить то государств, в котором вы живете и так далее по списку, то любой более-менее образованный человек вам скажет, что такое государство сложно назвать социальным.
17 млрд долларов для России, конечно, не большие деньги. Скорее всего они пропадут или будут прощены, как это было много раз до этого. Гораздо более интересно, что в Венесуэлу прибыло, по разным оценкам, от 200 до 400 наемников ЧВК Вагнера для охраны президента по причинам, изложенным выше. А также недавно стало известно, что из Венесуэлы спецрейсом было вывезено около 20 тонн золота в Москву. Кажется, кто-то внимательно следил за событиями на Украине и готовит пути отхода.
Что касаемо реакции, на все это, официальных СМИ, то она относительно адекватная, в отличии от российских. Реакция СМИ и правительств других стран достаточно трезвая и далеко не экстра-левая или экстра-правая, как любят ее представлять наша полит пропаганда. В целом реакция властей следующая, что это исторически верный и само собой разумеющийся переход от абсолютно не эффективной экономической и политической модели к достаточно развитой демократии. Сразу стоит обговорить, что в нашем контексте все обсуждается, дескать все почти рухнуло или наоборот режим устоит. В иностранной же прессе и во внешнеполитических кругах все относятся достаточно взвешенно. Несмотря на то, что, действительно, так называемый, альтернативный президент воспользовался совершенно легальной процедурой, предусмотренной конституцией, и усомнился в законности правительства Мадуро, тем не менее и в США, и в ЕС достаточно взвешенно и спокойно относятся к тому, что режим Мадуро уйдет здесь и сейчас. Нет, они понимают, что это ПРОЦЕСС, они, в соответствии с процедурой, признают его президентом, но тем не менее они понимают, что по щелчку пальцев не произойдет никаких изменений в экономической модели.
Еще один немаловажный момент, что даже при приходе нового президента и при смене экономической модели будет крайне не просто принудить себя к труду. Потому что за десятилетия патернализма и расчета на какой-то “кирпич” под названием государство, я подозреваю, что в основе венесуэльского общества, как и в любом другом обществе пост-советского пространства, лежит банальная жажда халявы. Т.е мы будем трудиться немного, но главное, чтобы нам кто-то обеспечил блага. В Венесуэле это наиболее сильно проявляется и плохо то, что к простому поступательному труду с свободой для экономически активных граждан, конечно, люди уже не приучены. И к этому придется переходить долгими десятилетиями.
А что в России?
У нас в стране, конечно, версия лайт. Наши правители, безусловно, стараются равняться на эту экономически отсталую державу, но у них особо вариантов и нет. Если с тобой особо не дружат никто из приличных ребят, то надо дружить с любым убогим. Тогда вы сами не чувствуете себя таким убогим, потому что на фоне него вы просто красавчики. Поэтому кружок вокруг нас как раз и состоит из таких сирых и убогих и нам, как избирателям, очевидно это даже нравиться. Как говориться, лучше быть первым на деревне, чем последним в городе. Так и живем.